Технические характеристики Т 54 (Болгарин)
С технической стороны Т-54 был, без сомнения, одной из самых популярных машин. Прежде всего, из-за двигателя и высокого крутящего момента. Трактор славился своей надежностью, умеренным удельным давлением на почву.
Тип и параметры двигателя
На машину устанавливался двигатель Д-50: дизельный, с мощностью 50 л.с. и объемом топлива 4,75 л. Такой же двигатель ставили на колесные тракторы МТЗ-50. Тип образования рабочей смеси — вихрекамерный. Система запуска базировалась на предпусковом подогреве, за счет него основной двигатель можно было запустить в минусовую температуру. Расход топлива составляет 195 г/л.с/час. Емкость бака топлива 100 л. Когда температура воздуха опускалась ниже минус пяти градусов рекомендовалось использовать предпусковой подогреватель.
КПП девятиступенчатая, механического типа. Содержит главную передачу, тормоза, поворотные муфты. Система поворота — многодисковые сухие муфты (по одной на каждом борту). Управление трактором происходит с помощью рычагов и руля. Движение машины возможно в скоростном диапазоне от 2 до 16 км/час.
Кабина водителя
Т-54 Болгарин оснащался комфортной операторской кабиной, металлической, рассчитанной на одного пассажира. Внутри кабины располагался вентилятор, очиститель стекол. На передних боковых панелях установлены зеркала заднего вида. Внутри кабины также находятся держатели для аптечки и бака для воды.
При необходимости окна в кабине можно было снять и разместить на боковых стенках, прикрепив на специальные кронштейны. Была функция обдува стекол кабины в холодное время года. Воздух поступал от радиатора. Таким же способом поступало тепло в кабину. Также, трактор Болгарин оснащен мягким и регулируемым сиденьем для водителя.
Управление трактором
Трактор Болгарин управлялся из кабины оператора, путем активации рычагов управления и поворотами руля. Прицепное устройство крепится на трактор с помощью жесткой сцепки, регулируется по необходимости (± 130 мм. по горизонтали и 200-500 мм. по вертикали). Трактор можно эксплуатировать как с навесными, так и прицепными машинами.
Инструкция по эксплуатации
Техническое обслуживание
Гусеничный трактор Т-54 является практичной машиной, которая чувствительна к качеству топлива. Необходимо применять только свежий и чистый дизель, чтобы не забить топливную систему.
Техобслуживание включает в себя несколько простых действий:
- Перед каждым выездом необходимо проверять наличие смазочного материала и при необходимости доливать его, не допускается эксплуатации техники без масла.
- Частота замены масла для каждого узла прописана в инструкции по эксплуатации.
- По окончанию полевых работ, агрегат следует законсервировать. Его необходимо очистить, смазать детали маслом, чтобы не формировалась коррозия, слить топливо, накрыть и поставить в сухое место.
Основные неисправности и способы их решения
Каждый владелец трактора Т-54 должен знать пути исправления мелких неисправностей, при возникновении более серьезных поломок рекомендуется обратиться в специализированный сервисный центр.
Вот что могло привести к тому, что мотор не запускается:
- Нехватка дизеля;
- Отсутствие смазочного материала;
- Попадание воздуха в топливную систему;
- Неисправность топливной системы;
- Выход из строя системы зажигания.
А вот возможные причины того, что мотор не развивает необходимую мощность:
- Нет полной подачи топлива;
- Засорился топливный или воздушный фильтр;
- Неисправность форсунки;
- Неверно выставленный угол подачи топлива.
Технические характеристики
Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.
Двигатель
Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.
- Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
- Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
- Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
- Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
- Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
- Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
- Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
- Степень сжатия – 16.
- Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
- Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
- Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.
Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.
Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.
В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.
В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.
В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.
Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.
Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.
Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.
До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия. Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.
Ходовая часть
Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.
Гидравлика
Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.
Периодичность и особенности планового ТО
Чтобы обеспечить бесперебойную и безаварийную работу, а также увеличить срок службы и добиться минимальных показателей экономичности, необходимо своевременное техническое обслуживание. Периодичность определена в инструкции по эксплуатации и составляет 60 моточасов перед ТО-1, 240 моточасов перед ТО-2, 960 моточасов перед ТО-3.
Дополнительно проводят сезонное ТО и, при ремонте. При эксплуатации трактора в сложных условиях лучше пройти сервисное обслуживание в специализированном центре.
Ремонт узлов и механизмов, а также промывку и регулировку систем самостоятельно производить не рекомендуется.
Оборудование
На Т-54 обр. 1 можно устанавливать разные комбинации оборудования.
Досылатель ускорит перезарядку, стабилизатор вертикальной наводки улучшит и без того неплохую стрельбу в движении, ну и улучшенная вентиляция усовершенствует характеристики экипажа на 5%. Эта комбинация прежде всего увеличивает огневую мощь.
Как альтернативный вариант, можно установить следующее оборудование:
Вместо улучшенной вентиляции можно установить просветлённую оптику. Это увеличит радиус обзора совета.
Также просветлённую оптику можно поставить вместо стабилизатора вертикальной наводки, но в этом варианте Т-54 обр.1 станет хуже стрелять на ходу, а это плохо для среднего класса техники.
Видео
Базой для разработки Т-54 послужил легендарный МТЗ-50. Однако отличий у продукта Кишиневского завода оказалось немало. От белорусского трактора он отличался кабиной, облицовкой, конструкцией механизма поворота, механизмом навески и ходовой частью.
Позднее появились несколько модификаций Т-54. Версия Т-54В представляла собой слегка улучшенный классический вариант. Модель получила уширенные и нормальные гусеницы, закрытую кабину и двигатель «Д-50». Впоследствии она преобразовалась в модификацию Т-54В-С1, имеющую колею 950 мм (предназначалась для виноградников с 2-метровой шириной междурядий) и модификацию Т-54В-С2 с колеей 850 мм (использовалась на виноградниках с 1,5-метровой шириной междурядий). Т-54 был выполнен по стандартной для гусеничной техники схеме. Модель функционировала с множеством машин, позволяющих работать с виноградными насаждениями.
Инструкция по эксплуатации
Инструкция по эксплуатации гусеничного советского трактора ДТ-54 содержит следующую информацию:
- Устройство трактора.
- Его технические характеристики.
- Процедура проведения обкатки дизельной силовой установки.
- Неисправности.
- Техническое обслуживание.
Первый запуск, обкатка
Сразу же после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатку, позволяющую существенно увеличить срок эксплуатации дизельного трактора ДТ-54. Длится обкатка около 8 часов, начинается с прогрева мотора и его работы без нагрузок на протяжении 2,5-3 часов.
За время обкатки притираются движущиеся части двигателя, редуктора и т. д., проверяется сцепление, скорости и тормозная система. По окончании приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.
Необходимые масла:
- Для тракторов этого класса применяются следующие марки масел: М-10ДМ и М-10Г2к.
- В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, для трансмиссии используется трансмиссионное масло марки Тап-15В.
Техническое обслуживание
Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине надолго сохранить свою работоспособность. Замена масла в картере двигателя производится через каждые 100 проработанных часов, встроенный счетчик моточасов поможет водителя трактора не пропустить этот период. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть мотор, не забываем слить отработку.
Консервация трактора ДТ-54 на период неиспользования также должна выполняться правильно:
- очистка машины от загрязнений;
- смазка;
- слив топлива и масел.
Основные неполадки и способы их устранения
Мотор не заводится:
- отсутствует топливо;
- солярка низкого качества;
- забились фильтры (топливный или воздушный);
- ТНВД требует очистки или замены;
- отсутствует бензин или смазка;
- карбюратор пускателя ПД-10 засорен;
- проблемы с свечей на моторе-пускателе.
Тормоза не работают:
- требуется регулировка педали тормоза (возрос свободный ход);
- тормозные колодки или диски отработали свой срок и требуют замены.
Трактор сильно вибрирует:
- проверить уровень топлива;
- проверить уровень масла;
- проверить надежность крепежных соединений;
- проверить правильно ли закреплено навесное оборудование.
Стартер не срабатывает:
- аккумулятор разряжен;
- произошло короткое замыкание;
- провод отсоединился;
- магнитный переключатель не контачит.
Гидросистема не работает:
- выключен гидронасос;
- нехватка масла в гидросистеме;
- клинит предохранительный клапан.
Это интересно: Обзор трактора дт-75 и его модификаций: изучаем детально
Устройство
Основными составляющими легендарного советского трактора ДТ-54 являются:
- кабина;
- несущая часть (жесткая рама);
- дизельный двигатель с бензиновым пускателем;
- трансмиссия;
- ходовая часть (гусеницы);
- топливный бак;
- гидравлика.
Предлагаем визуально изучить устройство гусеничного трактора ДТ-54 на схеме.
Устройство трактора ДТ-54
Двигатель
Четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-54А мощностью 54 л.с. устанавливается на несущий каркас посредством трех опор. С 1954 года в комплекте с силовой установкой начал поставляться счетчик моточасов и генератор Г-46В. В качестве пускателя дизельного двигателя применялся бензиновый одноцилиндровый мотор ПД-10 (ПД-10М), его производительность составила 10л.с.
Схема двигателя ДТ-54
Топливный бак емкостью 185 л размещен позади кабины, для обеспечения качественной очистки поступающего в мотор топлива, на тракторе установлено два топливных фильтра:
- грубой очистки;
- тонкой очистки.
Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой, сливное отверстие картера дополнительно оснащено специальной магнитной пробкой, притягивающей металлическую пыль и стружку. ТНВД «4ТН-8,5Х10Т» на 4 плунжера. Имеется дозировка впрыска топлива.
Кабина
Закрытая двухместная кабина оснащена двумя мягкими сиденьями, имеется щиток приборов и необходимые органы управления. Бортовые фрикционы и тормоза управляются непосредственно из кабины соответствующими педалями и рычагами. Более поздние модели были снабжены отопительной системой и питьевым бачком. Вход в кабину осуществлялся через раздвижную дверцу.
Ходовая часть
Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.
Гидравлика
Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.
Историческая справка
Основная статья: История Т-54 облегчённый
Облегченный вариант разрабатывался одновременно с основным вариантом Т-54 образца 1949 года. Он мог использоваться в качестве боевой машины специального назначения, имевшей повышенные характеристики проходимости, маневренности и скорости движения.
Вариант облегченного танка Т-54 мог производиться параллельно с основной машиной, поскольку в его конструкции использовались все основные узлы и агрегаты серийного танка, за исключением броневого корпуса и башни, которые имели пониженный уровень броневой защиты, но сохраняли геометрические формы серийного образца.
В результате масса танка снизилась до 31 тонн и был создан высокоманевренный танк с мощной 100-мм танковой пушкой Д-10Т. Удельная мощность машины возросла с 14,2 до 16,8 л.с./т, а расчетная максимальная скорость — до 58,7 км/ч.
По мнению конструкторов завода №183, использование этого танка с повышенными характеристиками маневренности и проходимости позволило бы танковым соединениям решать боевые задачи, которые обычными серийными танками Т-54 выполнять было нецелесообразно.
В это же время для повышения боевых качеств танка Т-54 конструктором завода №183 П.П. Васильевым был предложен проект подвески машины с регулируемым клиренсом. Однако дальнейшие работы по подвеске машины с регулируемым клиренсом (как и по облегченному варианту танка Т-54) были прекращены в связи с доработкой конструкции и возобновления серийного производства танка Т-54 в конце 1949 г.
Технические характеристики
- Показатели габаритных параметров: 337 см длина, 105 см ширина, 217,5 см высота.
- После прохода Т 54 остается колея 85 или 95 см.
- Размер колесной базы 160 см.
- Показатель клиренса машины 27 см.
- Собственный вес 3 тонны 530 кг.
- Разгоняемая скорость при движении вперед 1,02…16,41 км в час, при движении назад 2,17…3,7 км в час.
- Тяговая мощность достигает 2 000 кгс.
Трактор Т 54
Характеристики мотора
Купить трактор Т 54 можно только с заводским мотором Д-50. Он работает в четырехтактном режиме, охлаждение мотора принудительное – осуществляется циркуляция охлаждающего жидкого реагента. Мотор сделан с рабочей силой в 50 л.с. Рабочий процесс мотора запускается стартерным изделием СТ-212. Чтобы заводить двигатель в прохладную или морозную погоду, была встроена система предварительного нагрева двигателя. Обозначение системы прогрева П-16Е, именно благодаря ей сначала идет прогрев мотора, а потом выполнение рабочих задач.
Описание кабины
Качественные фото трактора Т 54 позволяют рассмотреть кабину водителя. Закрытая кабина имеет цельнометаллическую конструкцию. Ее размеры скромны – в ней сможет поместиться один работник. Кабина прогревается теплым воздухом от работы мотора, съемные боковые стекла позволяют проветривать помещение. Чтобы снять боковое стекло потребуется воспользоваться специальными кронштейнами на боковых поверхностях кабины.
Трактор Т 54 Болгар
Топливо
С/х машина Т 54 имеет скрытый топливный бак, объемный размер которого вмещает 100 литров дизельного топлива. За проведенные в работе 60 минут, агрегатом потребляется ДТ в размере 9,5…10 литров.
Обязательно почитайте: Трактор ДТ 175 Волгарь
Модификация Т 54В
Трактор Т 54В – поздняя модификация стандартной комплектации агрегата. В обновленной версии доработана гусеничная система хода, немного изменена водительская кабина. Модель с буквой В можно было заказать в одной из двух разновидностей, которые заключались в ширине колеи, оставляемой после проходя с/х техники. Исполнение С1 оставляло колею 95 см, а исполнение С2 – колею 85 см.
Трактор ДТ 54 (Гусеничный) – Технические характеристики
В СССР гусеничная техника была востребована в сельском хозяйстве. Трактор ДТ54 стал одной из самых массово выпускаемых гусеничных машин с 1949 по 1979 год.
ДТ54 использовался не только в советском союзе, он пользовался популярностью в более чем 30 государствах планеты.
За время производства было выпущено более 950 000 единиц техники.
Назначение машины
На протяжении 30 лет ДТ54 выпускался одновременно на трех тракторных заводах. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ на почвах различной степени твердости. Тяговые характеристики позволяли использовать трактор для выполнения следующих работ:
- Вспашка. Машина может работать с пятикорпусным плугом;
- Культивация;
- Посев;
- Уборка урожая;
СПРАВКА: Дополнительно модель может укомплектовываться фронтальным отвалом. Это позволяет использовать ДТ54 на строительных площадках в качестве бульдозера.
Трактор оказывает минимальное давление на плодородные слои почвы. Это возможно, благодаря большой площади соприкосновения ходовой части с поверхностью. Дополнительно производители оснащали трактор широкими гусеницами. Это повышало проходимость машины и позволяло использовать ее в болотистой местности.
Технические характеристики ДТ 54
По сравнению с предшествующей моделью СТЗ-НАТИ, трактор ДТ54 имел высокие тяговые свойства и технические показатели. Улучшенные характеристики машине придавал дизельный силовой агрегат. Он был неприхотлив к качеству топлива, и имел большой моторесурс.
Габариты модели
Трактор легенда ДТ54 имеет следующие габаритные размеры:
- Снаряженная масса машины – 5400 килограмм;
- Длина с прицепным устройством в крайнем верхнем положении – 3660 миллиметров;
- Высота от почвы до верхнего края крыши – 2300 мм;
- Ширина по наружным краям траков – 1865 мм;
- Дорожный просвет в районе коробки переключения передач – 260 мм;
- Колея по центрам гусениц – 1435 мм;
- Максимальное давление на поверхность – 410 г/см2;
- Тип ходовой части – гусеничная;
- Кабина – цельнометаллическая;
- Коробка переключения передач – механическая;
- Количество передач для движения вперед – 5;
- Количество передач для движения назад – 1;
- Максимальная скорость движения – 7.9 км/ч;
- Объем топливного бака – 185 литров.
ВНИМАНИЕ: Машина оснащается раздельной тормозной системой. Это позволяет выполнять разворот практически на одном месте
Силовой агрегат
Гусеничный трактор ДТ54 оснащен дизельной силовой установкой. Мотор надежен и неприхотлив к условиям работы.
Основная часть поломок силовой установки – мелкие неисправности, которые можно устранить в полевых условиях в кратчайшие сроки.
Простота конструкции позволяет трактористу выполнять ремонт самостоятельно, без привлечения высококвалифицированных механиков.
Мотор имеет следующие технические характеристики:
- Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
- Количество цилиндров – 4;
- Расположение цилиндров – рядное;
- Объем силовой установки 7.45 л;
- Полная масса агрегата – 1100 килограмм;
- Мощность – 54 лошадиных силы;
- Диаметр цилиндров – 125 мм;
- Ход поршня от верхней, до нижней мертвой точки – 152 мм;
- Газораспределительный механизм – клапанный;
- Максимальный расход дизельного топлива – 205 грамм/л. с за один час работы.
Двигатель имеет комбинированную систему охлаждения. Масло охлаждается, проходя через трубчатый радиатор. Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляется водяной помпой. Комбинированная система позволяет использовать машину в любых климатических условиях.
Запуск силовой установки осуществляется при помощи бензинового одноцилиндрового пускателя. Его мощность составляет 10 лошадиных сил. После запуска основного агрегата привод пускателя выходит из зацепления автоматически. Запуск двухтактного пускателя осуществляется путем раскручивания маховика кожаным шнуром.
Кабина и пост управления
Производители оборудовали модель ДТ-54 цельнометаллической кабиной. В кабине установлено двухместное сидение и элементы управления машиной.
Кабина закрытого типа с остеклением. К задней стенке кабины крепится спинка сидения и емкость для топлива. На передней стенке расположен щиток контрольно измерительных приборов.
Он позволяет оператору контролировать работу систем во время управления трактором. На полу кабины расположены педаль сцепления, акселератора и две педали раздельного тормоза.
История появления
Трактор Т-54 — это разработка Кишиневского тракторного завода. Вторым названием машины является «Болгар». Изначально базовая модификация так и называлась — Болгарин Т-54. Со временем трактор стали называть просто Т-54. Кишиневский завод начал серийное производство данной модели в 1967 году. В то время в СССР была большая потребность в сельскохозяйственной технике, так как страна активно восстанавливала сельское хозяйство после ВОВ.
Базой для создания Т-54 стал трактор МТЗ-50, рабочие экземпляры которого можно и сейчас повсеместно встретить во многих российских, украинских, белорусских городах и селах. Машина принадлежит ко второму тяговому классу — 2 или 20 кН. Несмотря на базовый образец МТЗ-50, Т-54 во многом отличался от своего прототипа. Машина была собрана по стандартной схеме гусеничного трактора. Т-54 получил большую популярность и активно эксплуатировался по всему СССР, а также позднее, после распада союза.
Преимущества и недостатки
По своей конструкции Т-54 относится к ассортименту узкопрофильной тракторной техники, предназначенной для выполнения специальных видов работ. Эксплуатационники дают высокую оценку:
- надежной конструкции ходовой части с подрессоренной подвеской;
- возможности установки стандартной или расширенной гусеничной ленты, не уплотняющей структуры грунта на посевных и посадочных площадях;
- высокой унификации запасных частей двигателя и гидравлики с ремонтным ассортиментом минских машин.
В тоже время узкая виноградная специализация Т-54 ограничивает применение этой машины в сельскохозяйственных полевых работах.
Несмотря на предварительный прогрев, стартерный запуск двигателя при минусовых температурах создает немало проблем. С учетом нашего непростого климата оправдана замена штатного электростартера на карбюраторный пусковой двигатель ПД-10.
Владельцев этих тракторов существенно напрягает дефицит запасных частей для трансмиссии и ходовой части.
Разработка и конструкционные особенности
Разработка Т-54 шла в конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1943-1944 годах. Цель разработки — усовершенствование лучшего танка ВОВ Т-34. Работу по созданию нового танка возглавил генеральный конструктор А.А.Морозов. Несколькими годами ранее он успешно разработал сам Т-34. Общая схема бронекорпуса, наклон лобовой части оставлены почти без изменений. Общее сходство Т-54 с Т-34 отлично видно внешне. Была изменена форма башни. Она стала более округлой с уменьшенным профилем по высоте, но главное изменение — перекомпоновка двигателя и трансмиссии. Вместо продольного размещение мотора применено поперечное, что существенно освободило место для боекомплекта и экипажа.
Большую работу инженеры провели в подборе рациональных углов наклона. Встреча снаряда с броней почти никогда не будет прямо под углом 90. Это отлично видно во внешнем облике Т-54 и именно это придает ему такой необычный вид. Сейчас это вполне привычные решения, перекочевавшие в танковую промышленность всех стран мира, но тогда это было новаторским решением. Окончательный вариант был представлен в марте-апреле 1945 года. Полковник Е.А Кульчинский (руководитель государственной комиссии) составил интересное мнение:
Между разработкой в 1944 году и серийным выпуском в 50-х танк Т 54 пройдет более 650 различных доработок, рекомендованных государственной комиссией. Появится цевочное зацепление гусениц, изменится конструкция башни. С каждой новой доработкой замеченные недостатки устраняли. Т-54 — основной средний танк для массового производства. К его проектированию подходили очень тщательно, проводя сотни часов испытаний.