Содержание в домашних условиях
Итак, советские тяжеловозы легко адаптируются к условиям окружающей среды и довольно неприхотливы в содержании. Однако для полноценного развития и высокой работоспособности этим лошадям необходимо обеспечить комфортные условия и должный уход.
Конюшня
Советских тяжеловозных лошадей, как правило, содержат в специально обустроенных конюшнях, которые должны отвечать следующим требованиям:
- Минимальный размер денника: 3,5×3,5 м, не меньше 4 кв. м, высота потолка не менее 3 м.
- Напольное покрытие: пол рекомендуется организовать бетонный, глинобитный или цементный. В последнем случае необходимо дополнительно установить настил из древесины толщиной до 5 см.
- Настил: в качестве настила лучше применять солому, опилки, торф, опилочно-торфяную смесь.
- Вентиляция: наличие вентиляции в конюшне является обязательным условием содержания животных. Самой практичной и выгодной считается приточно-вытяжная система. Однако при этом нужно следить за тем, чтобы в помещении отсутствовали сквозняки, поскольку они негативно влияют на общее самочувствие лошадей.
- Освещение: тяжеловозам необходимо обеспечить 16-часовое освещение, и для этого устанавливают дополнительные источники света с интенсивностью 160–200 люкс.
- Поилки и кормушки: посуда для кормления и питья должны быть изготовлена из безвредных, нетоксичных материалов, например, пластика, ПВХ, нержавеющей стали, алюминия. В качестве поилки подойдёт обычное питьевое ведро из пищевого пластика или специально изготовленная автопоилка. Кормушки следует монтировать на высоте 70–80 см от пола, а ведро с водой устанавливать непосредственно на пол.
Лошади способны прекрасно переносить морозы и могут содержаться в помещениях без отопления. Их основными врагами считаются сквозняки, повышенная влажность воздуха и долгое пребывание под прямыми солнечными лучами. Жару эти кони переносят хуже, нежели морозы, поэтому в знойный период нуждаются в дополнительном купании, обливании водой и т. п.
Ежедневного ухода требуют копыта лошади, её зубы и шерсть. Следует каждое утро или вечер очищать шерстяной покров животного, расчёсывать гриву и хвост, вычесывать из них инородные предметы и грязь — в противном случае могут завестись паразиты.
Рекомендуется проводить визуальный осмотр копыт на наличие инородных тел, к примеру, камешков, сучков, ракушек. Также нужно очищать ноздри лошади от разного рода мусора, осматривать ротовую полость и зубы на предмет механических повреждений.
Неприятный запах изо рта должен насторожить коневода, поскольку может свидетельствовать о развитии воспалительных процессов. Зубная эмаль должна быть целостной, без сколов и трещин, дёсна — розовые, без кровоподтёков.
Видео: как правильно ухаживать за лошадью
Помимо гигиенического ухода следует регулярно осуществлять ветеринарный осмотр и проводить плановую вакцинацию. Такие профилактические меры позволяют предупредить развитие различных заболеваний и поддерживают здоровье животного на должном уровне.
Уборка в хлеву
Для организации «быта» для советских тяжеловозов очень важно проводить регулярную уборку конюшни. Каждый день необходимо убирать и очищать денник, кормушку и поилки
Также ежедневно следует проводить замену мокрого подстилочного материала.
Содержание и уход
Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.
Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.
Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний
Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов
Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки
Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.
Советский тяжеловоз очень красив
После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.
Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.
На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.
Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.
Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.
Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.
Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.
Клейдесдаль (шотландская хладнокровная лошадь)
Порода появилась во второй половине XVIII столетия. Родина её — Шотландия. Необычный экстерьер позволил применять коня не только на тяжёлых работах, но и для участия в торжественных церемониях. Характерные признаки:
- высота в холке — 1,67–1,84 м;
- масса — 0,82–0,91 т;
- голова — мощная, с широкими лобной долей и мордой;
- шея — удлинённая, с хорошим изгибом;
- грудной отдел — глубокий, с крутыми рёбрами, в охвате 165–205 см;
- спина — укороченная;
- конечности — прямые, с правильной постановкой и хорошо развитыми щётками;
- хвост — прямосвисающий, не слишком длинный, отличается пышностью;
- грива — прямоспадающая, пышная;
- масть — гнедая, коричневая, вороная, с белыми пятнами в районе головы и конечностей, которые могут захватывать нижнюю часть корпуса;
- характер — добродушный, уравновешенный.
Читать далее: Насест для кур сделать своими руками правильная высота размер
Достоинства:
- выносливость;
- высокая грузоподъёмность;
- хорошая приспособляемость к любым природным условиям;
- элегантный экстерьер.
Недостатки:
- сырость ног;
- необходимость в высококачественном уходе и кормлении.
История возникновения
Обладающие колоссальной силой массивные советские лошади, способные перевозить грузы, масса которых исчисляется тоннами, всегда пользовались популярностью. Многие легендарные тяжеловозы были выведены на территории Западной Европы ещё около двух веков назад. Россия тоже прославилась своими тяжелоупряжными лошадьми. А советский тяжеловоз – порода лошади самая мощная и знаменитая из них.
Выведенными эти советские лошаки тяжеловозы были путем процесса по скрещиванию. На русских просторах брабансоны оказались уже в середине девятнадцатого века. Но вот по пути, связанным с чистопородным разведением, в России не пошли.
По какой причине все было именно так? Брабансоны имеют очень рыхлую и сырую конституцию. И они очень плохо приспособиться могут к суровому отечественному климату. Советские лошади такие обладали склонностью к мокрецам. Для некоторых же из них, так вообще, все могло закончиться гниением стрелок и таких важных элементов, как ткани конечностей. А вот скрещивание слабаков брабансонов с кобылами, которые были в местности, устраняло все названные недостатки.
Жеребец по кличке Экватор
Помимо всего этого, несколько грубое телосложение бельгийских тяжеловозов, не могло удовлетворить вкусу в России к истинной гармонии форм и блистательной конской красоте. Так что началась серьезная и продуктивная работа над тяжким созданием новой прекрасной породы. И таким образом, стали созданными лошадки, что отвечали целиком и полностью, всем требованиям, предъявляемым сельским хозяйством.
Выведение тяжеловозной породы заняло довольно длительный период времени. Усовершенствованию селекции, а также её успешному проведению в немалой степени поспособствовали профессор Д. А. Кисловский и зоотехник А. И. Анцин. И только в 30-х годах XX века появились жеребята с устойчивыми генетическими признаками. Вместе с этим начала отпадать необходимость в крови заграничных тяжеловозов. Улучшение советской породы проводилось с помощью лошадей, выращенных на отечественных конных заводах. К середине XX века брабансонов в стране уже не было. В Починковском и Мордовском конных заводах проводился отбор, а также тренинг молодняка.
Выведением отечественных тяжелоупряжных советских лошадей занималось сразу два конезавода. Соответственно и результаты получились разные. Так образовались два типа советских тяжеловозов, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Лошади, выведенные на Починковском конном заводе, обладают массивной комплекцией, удлинённым туловищем и длинными крупными ногами. Лошади Мордовского конного завода, отличаются большей сухостью и компактными размерами, поскольку в них сильны гены английских суффольков.
Экстерьер
Внешний вид тяжеловесов имеет свои четко установленные нормы. В первую очередь Брабансон отличается невысоким ростом: около 170 см в холке.
В прошлом веке встречались особи, которые достигали роста в 2 м. При этом животное весило около тонны.
В конце XIX века породу бельгийского скакуна разделили на 3линии:
- Gros de la Dendre — первая линия;
- Greys of Hainault — вторая линия;
- Collosses de la Mwhaigne — третья линия.
Отличия этих подвидов в первую очередь во внешних признаках. Лошадь Оранж Первый стал предком первой линии тяжеловозов. Эти жеребцы отличаются могучим телосложением и чаще всего имеют гнедой цвет шерсти.
Внешний вид Бельгийского тяжеловоза
Конь Байярд положил начало второй линии лошадей. Такие скакуны имеют преимущественно чалый окрас. Также встречаются рыжие и серые особи. Самый редкий тип цвета шерсти у этого подвида — буланый.
Жан Первый основал третью линию, отличительной чертой которой является поразительная выносливость. Скакуны третей линии имеют очень крепкие ноги.
Голова Бельгийских жеребцов отличается небольшим размером, однако морда достаточно рельефна. Лоб лошадей покатый и широкий. Глаза преимущественно темных оттенков, не слишком большие.
Уши маленькие и стоят под прямым углом. Ноздри отличаются большим размером. Брабансон имеет длинную шею дугообразного вида. Она компенсирует тяжелый вес корпуса и уравновешивает животное. Мускулатура Бельгийского тяжеловоза очень развита.
Отдельно следует отметить ноги животных. Конечности жеребцов сухие, с широким мускулистым верхом и тяжелыми копытами. Подобная форма ног позволяет Бельгийским лошадям носить тяжести.
Шерсть очень густая и имеет подшерсток. Также отличительной чертой породы считается волосяной покров вокруг копыт. Хвост по бельгийским нормам у породы короткий, обычно его стригут под основание. Среди многообразия окраса редко встречается вороная масть.
Описание внешнего вида и отличительные черты
Габариты и окрасы
Главная отличительная черта лошадей этой породы – коренастость. Рост по сравнению с другими тяжеловесами невысокий – до 173 сантиметров. Во время появления брабансонов другие породы достигают 200 сантиметров.
Впечатляет объем корпуса, мощные на вид конечности, шея. По внешнему виду характеризуют брабансонов как «приплюснутые». Выполнять интенсивную физическую работу позволяет развитая мускулатура. Вес взрослых особей действительно удивляет – 800-1000 килограммов.
Самый редкий окрас у представителей породы – вороной. Заводчики часто повышают цену из-за непривычного для «бельгийцев» цвета. Легче приобрести гнедого, рыжего, серого, саврасого, чалого коня.
Как узнать среди других лошадей
Неопытному человеку сложно выделить брабансона среди других тяжеловесов. Поэтому стоит сравнить основные внешние черты, выделяя главные особенности.
Первое, что бросается в глаза – голова. Она массивная, но, по сравнению с туловищем небольшая, слегка приплюснутая. Отличительная особенность – прямой, приплюснутый лоб. Это особенно заметно в профиле.
Губы пухлые, ноздри широкие. Шея короткая, но сильная и объемная. Глаза выразительные.
При сравнении с другими тяжеловесами заметно, что передняя часть туловища и грудная клетка брабансонов более массивные.
Изначально у бельгийских лошадей все же был изъян – провислая поясница. Позже селекционеры исправили недостаток.
Самое видимое отличие – сухожилистые, сухие, мускулистые ноги. Выше копыта присутствуют густые «щетки». Копыта заметные, большие.
Характер Бельгийских брабансонов
Характер бельгийских брабансонов относят к преимуществам. Лошади покладистые, спокойные. Без труда выполняют поручения. Заводчики уверяют, что хватает одной команды спокойным разговорным тоном.
Жеребцы непривередливы. Им не нужно много внимания. Представители породы не характеризуются нежностью. Это обусловлено условиями выведения и воспитания.
Благодаря спокойному характеру питомцев, хозяева часто дают им «нежные» клички, обращаются ласково с животными. Хотя их богатырский вид не всегда располагает к этому.
Внешний вид советского тяжеловоза
Внешность этого благородного и сильного животного ярко говорит о его силовых способностях и выносливости. Лошадки этой породы являются самыми крупными для упряжи животными на территории Российской Федерации. Давайте же узнаем более подробно о внешних характеристиках лошадей этой породы.
Экстерьер
Первое, что выдает в этой лошади ее труженические способности, — это массивная грудь, сильная спина и мощные предплечья. Крепкую коротковатую шею венчает голова средних размеров, с выразительно выделяющимися мышцами щек и весьма широкими ноздрями, но, несмотря на весомую массивность, такая композиция смотрится довольно изящно и благородно. На голове располагаются прямые стоячие уши, они небольшие, но и не отличаются мелкостью, хотя встречаются представители тяжеловоза с более обвислыми ушами.
Холка не особо выделяется на мягкой, немного обвислой спине. А вот спина этого коня нуждается в отдельном внимании, ведь по ней можно явно судить о силе и выносливости этого животного, потому что она сильная, широкая и заканчивается широким, раздвоенным, слегка обвислым крупом.
Ознакомьтесь с такими породами лошадей: Владимирская, Арабская, Шайр, Орловский рысак, Фриз, Тинкер, Фалабелла,Ахалтекинская и Аппалуза.
Фермеры, которые используют тяжеловозов по их прямому назначению, внимательно относятся особенно к задней части коня, так как именно по ней судят о его работоспособности. Советский тяжеловоз не разочаровывает и в этом плане: широкий круп переходит в массивные задние конечности с короткими бедром и бабкой. Ноги заканчиваются широкими пястями и большими копытами корректной формы. Основными мастями этой породы являются такие: рыжая, рыже-чалая, бурая, гнедая и гнедо-чалая. Периодически встречаются и вороные представители, но случается подобное довольно редко.
Размер
Если вести речь о массивности, то стоит учитывать некоторые различия между конями и кобылами. Усредненный вес взрослого жеребца составляет около 900 кг, в то время как взрослой кобылы — 700 кг. Рост для этой породы понятие вариативное, самки немного ниже, чем кони, но все же рост варьируется от 1,5 до 1,7 м.
Описание породы
В процессе многолетней селекции советский тяжеловоз сформировал свои уникальные экстерьерные качества и характер. Данные лошади относятся к невысоким тяжеловозам, но среди других коней такого типа являются наиболее крупными.
Внешний вид
Отличить породу русских тяжеловозных лошадей от других довольно просто, поскольку они обладают характерными качествами. Их экстерьерные особенности таковы:
Масть | Рыжая или бурая, в редких случаях можно встретить гнедых представителей, рыже-чалых или вороных |
Туловище | Мускулистое, сильное, немного удлинённой формы |
Голова | Средних размеров, с широким лбом, широкими ноздрями, мясистыми щеками и маленькими стоячими ушами, сухая |
Шея | Сильная и мощная, короткая, обладает красивым изгибом |
Спина | Ровная, мускулистая, прямая, довольно мягкая, с широкой поясницей и небольшим прогибом |
Круп | Раздвоенный, немного вислый |
Грудь | Широкая, мощная, обладает бочкообразной формой |
Конечности | Крепкие, костистые, слегка коротковатые, умеренно обросшие. Копыта крепкие, отличаются правильной формой |
Хвост и грива | Пышные, объёмные, густые, средней длины |
Существуют 2 подвида советских тяжеловозных коней — Мордовского и Починковского конезавода. Первые отличаются компактными габаритами, в то время как вторые имеют довольно удлинённое, очень массивное туловище.
Характер
Животные советской породы обладают довольно мирным, спокойным, покладистым, уравновешенным нравом, и одновременно с этим достаточно энергичны, активны. Они редко проявляют агрессию, не брыкаются, могут ответить грубостью только на аналогичное поведение по отношению к ним.
При «общении» с лошадьми необходимо держаться спокойно и уверенно, не повышать голос при подаче команд и, тем более, не кричать. Благодаря своему миролюбивому нраву эти тяжеловозы легко привыкают к хозяину, быстро адаптируются к новой обстановке и условиям содержания. Способны работать как под седлом, так и в упряжке.
Знаете ли вы? Тяговые качества одного тяжеловозного коня можно сопоставить с мощностью трактора Т-40 АМ. Благодаря таким свойствам этих лошадей применяют для работы вместе с транспортом в сельском хозяйстве.
Сфера использования
Основными функциями лошадей тяжеловозных пород являются транспортировка грузов и осуществление определённых с/х работ. Впрочем, сфера применения советских «тяжей» на этом не исчерпывается, ведь их используют и для таких целей:
- В качестве ездовых лошадей в туристической сфере и для проведения учебных занятий по конным наездам.
- Для упряжки экипажей.
- Для производства молока. В среднем кобылы этой породы в год способны давать около 2700 л молока. Существуют даже рекордсмены, годовой удой которых составляет свыше 4000 л молока.
- Для усовершенствования качеств местных непородистых коней. В некоторых районах тяжеловозов скрещивают с лошадьми местного типа для получения мясных гибридов, отличающихся высокой продуктивностью.
Достоинства и недостатки
Как и другие кони, представители тяжеловозной советской породы имеют ряд достоинств и недостатков.
- Плюсы тяжеловозной советской породы:
- отличная адаптация к условиям внешней среды, а также возможность разводить животных в регионах и с тёплым, и с холодным климатом;
- спокойный, уравновешенный нрав;
- неприхотливость к питанию и к условиям содержания;
- высокие качества выносливости и грузоподъёмности;
- сохранение работоспособности на протяжении довольно длительного времени — около 25 лет;
- продуктивное долголетие — некоторые кобылы способны производить малышей после достижения 20-летнего возраста, а жеребцов-производителей можно использовать до 25 лет;
- высокие показатели продуктивности молока;
- быстрый рост и интенсивность развития жеребят;
- универсальность в использовании коней.
Важно! Несмотря на отсутствие недостатков, селекционные работы по усовершенствованию породы ведутся по сегодняшний день. Основной акцент ныне уделяется выведению представителей укрупнённого вида с высотой в холке более 155 см
Советский тяжеловоз
Уникальная и весьма любимая не только в России, но и по всему миру порода, которая имеет поистине сказочную, богатырскую силу. По качествам продуктивности молока и мяса тяжеловозы так же бьют рекорды, как и 60 лет назад, когда впервые были выведены. В генах советского тяжеловоза намешано множество кровей: ардены, брабансоны, першероны, битюги.
Самый известный в мире (и не побитый до сих пор) рекорд в подъеме тяжестей принадлежит советскому жеребцу Форсу. Он вывез груз весом в 22 тысяч 991 килограмм и смог пройти с ним расстояние в 35 метров. Рост коня – около 172 см, а вес доходит до тонны. Голова среднего размера, широкая, грудь и круп массивные, мощные. Чаще всего встречаются рыжие советские тяжеловозы, но распространены и гнедые. Па характеру тяжеловоз очень спокойный, прекрасно слушается и любит общество человека.