Ветеран отечественного машиностроения ДТ-54

Трактор ДТ-54 — рекордсмен по времени производства и эксплуатации

В тракторном ассортименте отечественного производства многие машины, снятые с конвейера, до настоящего времени пользуются известностью и уважением. Сказанное в полной мере относится к легендарным тракторам популярной марки ДТ-54.

Разработанный на основе передовых технических решений, гусеничный трактор с широкими возможностями применения лидирует в рейтинге машин, которые во второй половине прошлого века характеризовались широкой известностью и стабильно высоким потребительским спросом.

  • Трактор-легенда ДТ-54 был создан на теоретической и практической базе предыдущей машины марки АСХТЗ-НАТИ. Первый экземпляр 54-й модели сошел с конвейера СТХ в 1949-году.
  • Данная модель стала на шаг вперед по сравнению с прототипами, благодаря безупречным для своего времени тягово-сцепным характеристикам, простой, доступной для самостоятельного обслуживания и ремонта конструкции, экономичному расходу ГСМ.
  • Одновременно выпуск этой машины был налажен на ХТЗ, затем на Алтайском тракторном заводе. До 1979-го года общее количество сошедших с конвейеров тракторов превысило миллионный рубеж.

Фото: трактор ДТ-54

Универсальные технические параметры ДТ-54 определяют возможность его применения с навесными и прицепными агрегатами с тяговым усилием на крюке трактора до 2,5 тонны.

Конструкция рамы позволяет использовать трактор в комплекте с неповоротным бульдозерным отвалом с гидравлическим или тросовым управлением. В последнем варианте, для привода лебедки используется механизм отбора мощности.

Трудности перехода на новую модель

По решению правительства Сталинградский и Харьковский тракторные заводы должны были в кратчайшие сроки перейти без остановки производства на массовый выпуск дизельного трактора ДТ-54. В тяжелые послевоенные годы перед сталинградцами встала задача восстановления завода и создания квалифицированного трудового коллектива. За три года было подготовлено более 3000 новых рабочих, свыше 9000 повысили свою квалификацию. Увеличилось число дипломированных специалистов за счет притока молодых кадров.

Однако безостановочный переход на производство дизельных тракторов был сопряжен с серьезными трудностями, вызванными сжатыми сроками и огромными масштабами подготовительных работ. В течение 8-10 месяцев нужно было спроектировать и изготовить 2500 приспособлений, сотни моделей, точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований режущего вспомогательного, мерительного инструмента.

Нужно было реконструировать цеха, создать новый цех пусковых двигателей, ввести в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, перемонтировать сотни станков, ввести в строй мощный котел на ТЭЦ с полным комплексом механизированной углеподачи, а кроме того, дополнительно приобрести 320 специальных станков и 540 универсальных, 5000 тонн металла.

Обзор поколений и модификаций ДТ-75

Как бы то ни было, и сейчас на просторах бывшего Советского Союза продолжают исправно трудиться уже перешедшие в ранг «ветеранов» трактора ДТ-75. Удивительно, но в глубинке можно найти насквозь проржавленные, но находящиеся в рабочем состоянии ДТ-75 первого поколения, без буквы «М» в наименовании! Те самые, без которых не обходился ни один фильм про завершающую стадию покорения целинных земель и тому подобном. На целине ДТ-75 стали продолжателями дела своих предшественников –ДТ-54 и С-80, и вслед за ними встали на постаменты памятников в обжитых районах целины.

Особенности первого и второго поколения

ДТ-75 1-го поколения отличается небольшой цельнометаллической кабиной, в которой угадываются очертания кабины грузовика ГАЗ-51, и четырёхцилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем СМД-14 мощностью в 75 лошадиных сил. Соответственно, на тракторах второго поколения, запущенного в серию в 1978 году, была установлена новая, увеличенная и подрессоренная панорамная кабина, оснащённая вентиляционной установкой. Она была смещена вправо от оси трактора, а топливный бак, ранее находившийся сзади, был расположен справа от кабины и стал гораздо вместительнее. ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75БВ – заводские наименования тракторов с новой, ассиметрично расположенной кабиной.

Наглядно: первое (справа) и второе поколение ДТ-75 в игрушечных копиях-моделях трактора

Надо сказать, что новые кабины, безусловно повысившие уровень комфорта механизаторов, были ими приняты не сразу. Доверие к трактору и его репутация были настолько велики, что ещё несколько лет из разных концов страны шли письма с требованием оставить в производстве ДТ-75 1-го поколения. А новый трактор, из-за расположенного сбоку бака, иронически называли «почтальоном». Кстати, одним из аргументов было то, что с новой кабиной неудобно было опахивать лесопосадки: мешала её высота.

Однако оставаться в «почтальонском» виде трактору ДТ-75М было суждено все последующие годы его производства. Второе поколение данных сельхозмашин оснащалось более мощными дизелями А-41,  А-41СИ мощностью 90 л./с. (ДТ-75М, ДТ-75ДЕ), и турбированным СМД-18Н мощностью 95 л./с. . (ДТ-75Н). На ряд ДТ-75 павлодарского производства устанавливались моторы Д-440-21 производства предприятия «Алтайдизель» (Барнаул). Однако фактически, этот мотор является аналогичным А-41.

Модификации

Что касается модификаций трактора ДТ-75, то каждая из них была призвана повысить его эксплуатационные характеристики в конкретных специфических условиях. Коротко о каждой из них:

ДТ-75Б – болотоходная модификация, с увеличенной шириной гусеничного полотна и 80-сильным двигателем СМД-14НГ. Этот трактор предназначен для использования на заболоченных почвах, в частности, на торфоразработках. Конструкция была дополнена спецподдонами защиты двигателя и трансмиссии.

ДТ-75Б – болотоходная модификация трактора

  • ДТ-75К – трактор для работы на крутых склонах, например, в горнодобывающей промышленности. Эта модификация оснащена системой предохранения от опрокидывания на крутых склонах. Двигатель – СМД-14МГ . Оригинально были расположены сиденья в кабине: не рядом, а друг напротив друга.
  • ДТ-75С – модификация, предназначенная для использования в качестве бульдозера. Главная особенность – могучий шестицилиндровый дизель СМД-66 мощностью 170 л./с.
  • ДТ-75Н – модернизированный вариант классического ДТ-75М, запущенный в серию в 1984 году. Ряд конструктивных изменений, тем не менее, оставил данный вариант трактора полностью унифицированным с моделью ДТ-75М.
  • ДТ-75Д – универсальный гусеничный трактор с дизельным двигателем А-41И мощностью 94 л./с.
  • ДТ-75МЛ – выпускавшийся с 1986 года только в Павлодаре вариант трактора, отличавшийся изменённой облицовкой моторного отсека и увеличенной по размерам кабиной, увеличившей высоту трактора с 2304 до 2923 мм.

В Павлодаре на ДТ-75 ставили кабину собственной конструкции, ещё более высокую и просторную. На фото – модификация ДТ-75МЛ.

Интересно, что на Павлодарском тракторном заводе были также осуществлены опыты по запуску в производство ДТ-75М и ДТ-75МЛ не на гусеничном, а на колёсном ходу.

Кстати, Павлодарский тракторный завод в эпоху новых экономических реалий постигла участь его «старшего брата». Рекорд производства был поставлен в 1984 году: 55 тысяч единиц ДТ-75. В конце 90-х / начале 2000-х тракторное производство остановилось; завод был разделён на несколько предприятий, из которых реально работающим и дающим продукцию является трубопрокатное производство «KSP Steel».

Технические характеристики

Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.

Двигатель

Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.

  • Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
  • Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
  • Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
  • Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
  • Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
  • Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
  • Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
  • Степень сжатия – 16.
  • Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
  • Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
  • Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.

Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.

Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.

В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.

В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.

Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.

Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.

Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.

До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия. Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.

Ходовая часть

Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.

Гидравлика

Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.

Модификации трактора

Трактор ДТ-54 сходил с конвейера в таких вариантах:

  • ДТ-54А-С1 – модель оборудовалась раздельной агрегатной гидравлической системой навесного типа и механизмом, дающим возможность закреплять орудия труда.
  • ДТ-54А-С2 – машина выпускалась со всеми агрегатами навесного исполнения, за исключением главного цилиндра и механизма, удерживающего вспомогательные орудия.
  • ДТ-54А-СЗ.
  • ДТ-54А-С4 – навесная система машины была полностью аналогична трактору ДТ-54А-С1, но отсутствовали выносные цилиндры. Именно этот вариант рекомендовали к использованию во всех областях Советского Союза.

История создания

«ДТ-54» стал первым советским массовым гусеничный универсальным трактором общего назначения, который был оснащён дизельным двигателем. В таких сельхозмашинах активно восстанавливающийся и развивающийся в послевоенные годы Советский Союз очень нуждался.

Дизельный мотор для трактора на Сталинградском тракторном заводе был создан ещё в начале 1930-х годов. Однако тогда он тогда не смог стать заменой керосиновому двигателю.

Первые дизельные моторы испытывали на тракторах «СТЗ-НАТИ». Это был прообраз будущей «54-ки». Работа над усовершенствованием и «доведением до ума» тракторного дизеля продолжилась и во время войны. А после неё была поставлена задача завершить эту работу в предельно сжатые сроки.

Смысл данной замены был более чем очевидным: дизельный трактор, показывая гораздо более высокие показатели мощности, расходовал на 30-40% меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить около десяти тонн топлива на одну машину.

Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта.

Переход на выпуск новой модели дизельного трактора происходил на сталинградском заводе без остановки производства. В течение 8-10 месяцев было спроектировано и изготовлено около 2,5 тысяч приспособлений, сотни моделей точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований всевозможного режущего, вспомогательного, мерительного инструмента.

А ещё – были реконструированы цеха, создан совершенно новый цех пусковых двигателей, введено в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, отремонтировано сотни станков, введён в строй мощный котел на ТЭЦ, с полным комплексом механизированной углеподачи; дополнительно приобретено 320 специальных станков и 540 станков универсальных, 5 тысяч тонн металла.

Потребовалась также колоссальная организационная работа. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и Сталинградском механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.

К концу 1949 года подготовка к производству новой модели была успешно завершена. 7 ноября 1949 года народ встречал на главной площади города колонну новых тракторов «ДТ-54». Досрочно выполнив 25 ноября годовой план выпуска трактора «СТЗ-НАТИ», завод уложил на ленты конвейера рамы новых, более совершенных сельхозмашин.

Переход завода на выпуск дизельных тракторов нового образца был осуществлён без остановки производства. Подобного примера не знала история как отечественного, так и мирового тракторостроения.

Примерно также развивались события и на Харьковском тракторном заводе, который в том же году запустил в серию трактор «ДТ-54».

В Харькове данную модель производили с 1949-го по 1961-й годы;в Сталинграде – по 1963-й год.

Третьим стал Алтайский тракторный завод. Здесь данная модель трактора сходила с конвейера с 1952-го по 1979-й год. В общей сложности в Советском Союзе построили 957 900 единиц «ДТ-54».

Трактор ДТ-54 и его модификация ДТ-54А: устройство, технические характеристики, фото и видео

Время любит создавать легенды. Выбрав кандидатуру, оно потом слегка ретуширует ее недостатки, подчеркивает особенности и преимущества, окружает в итоге ореолом известности и всеобщего уважения.

Рассматриваемый трактор ДТ-54 и стал такой легендой советского машиностроения, продержавшись в производстве заслуженно долго, и еще дольше — в эксплуатации, т.к. и сейчас еще можно встретить эти машины, честно трудящиеся на полях.

Снялся этот трактор и во многих советских фильмах.

Первый ДТ-54 был выпущен в 1949 на Сталинградском тракторном заводе. Эта отечественная модель существенно превосходила все тракторы, выпускаемые до этого в стране, обеспечивая отличные характеристики, экономичность, простоту, надежность и ремонтопригодность конструкции.

В том же году выпуск начался и на Харьковском заводе. В 1952 году производством этой машины стал заниматься Алтайский тракторный завод, в начале 60-х годов оставшись единственным производителем этого трактора.

Эта модель пришла на смену трактору АСХТЗ-НАТИ, выпускавшегося с 1937 года. В отличие от предшественника, керосиновый двигатель был заменен на дизельный, полузакрытая кабина стала полностью закрытой, а впоследствии и отапливаемой.

Помимо этого множество передовых конструктивных изменений существенно улучшили характеристики машины.

Последний ДТ-54 сошел с конвейера в 1979 году. За все время был выпущен без малого миллион этих тракторов, ориентированных в первую очередь для применения в сельском хозяйстве для вспашки 4-х или 5-корпусным плугом, возможно использование различных навесных агрегатов и прицепного оборудования.

Ходовая

Рама трактора изготовлена из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. С каждой стороны используются по 2 подрессоренные каретки с балансирами, цилиндрическими пружинами и двумя опорными катками.

Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и 2 поддерживающих ролика.

Сама гусеница состоит из 41-го звена, имеющих цевочное зацепление.

В 1956 году стали применяться специальные накладки, выполняющие одновременно две функции: в качестве направляющих для гусеницы и для предотвращения трения ее о картер коробки передач.

Редуктор пускового двигателя ПД-10У трактора Т-4А

Привет всем! Решил на свою ку приладить бульдозер, имеется нож от мех. Просьба ко всем у кого ДТ бульдозеры сделать подробные фото подрамной балки, и передней опоры для гидроцилиндра, цилиндр для бульдозера тоже есть.

Д вухскоростной планетарный редуктор [рис. Р едуктор пускового двигателя ПДУ размещён в корпусе 2 , который прикреплён к картеру маховика. На валу 28 редуктора расположена планетарная передача, предназначенная для изменения крутящего момента. В её состав входит водило 14 с сателлитами 11 , солнечная шестерня 7 и коронная шестерня

А ежели вместе включить то полумрак. Посмотрел все страницы почитал,аж вспомнил своё детство.

У меня же батя тогда на ДТ работал в конце семидесятых начале восмидесятых. Помню новенький получил такой красный как здесь на видио.

По моему харьковский ХТЗ было написано на радиаторе. Он с мех лопатой был но на время пахоты отцеплял и плуги прицепные прицепляли.

История трактора

В середине-конце 50-х годов XX в. ВГТЗ массово производил трактора ДТ-54. Это были хотя и многофункциональные, но технически и морально устаревающие машины, наследовавшие конструктивные решения еще довоенных времен. Советскому государству нужна была новая сельхозтехника, создание которой поручили Волгоградскому (тогда еще Сталинградскому) Тракторному Заводу.

Изначально предполагалось, что на смену «пятьдесят четвертому» придет модель ДТ-56. Ее закончили прорабатывать к 1958 году, но модель провалила государственные испытания и не была рекомендована к серийному выпуску.

Разработка совершенно нового трактора началась с приходом на ВГТЗ конструктора М. А. Шарова. Устроившись работать на крупнейшее тракторостроительное предприятие советского государства, Шаров поставил амбициозную задачу – разработать и начать выпуск новых тракторов, глубоко модернизировав имеющиеся образцы пахотной техники.

Пробные модели ДТ-75 были собраны 16 июля 1959 г. То, какие имеет трактор ДТ 75 характеристики, удовлетворило проверяющих, машины показали серьезное превосходство над зарубежными гусеничными аналогами. Отмечался вес новинки: масса трактора ДТ 75 позволяет ему работать на мягких или заболоченных грунтах. И к маю 1960 г. руководство ВГТЗ распорядилось о начале модернизации производства для переподготовки линий к ДТ-75. Массовый выпуск наладили к 1963, 30 декабря этого года конвейер покинул последний ДТ-54, а вслед за ним – «первенец» ДТ-75, собранный на главном конвейере. С этого момента началась долгая история этого трактора, продолжающаяся и сегодня. По данным 2009 года завод изготовил более 2 млн 741 тыс. экземпляров ДТ 75.

Архивное фото ДТ 75 первого поколения:

Машина пережила несколько модернизаций и делалась в нескольких модификациях. К 2009 году трактор прошел через очередное обновление и рестайлинг: его снабдили новым финским ДВС Sisu, производимым на моторо-тракторном заводе во Владимире, и современной кабиной. Индекс трактора поменялся, он выпускается с торговым названием «Агромаш 90 ТГ».

Гусеничный трактор ДТ-54: легенда отечественного тракторостроения

Советский гусеничный сельскохозяйственный дизельный трактор общего назначения ДТ-54 является легендой отечественного тракторостроения. За годы его производства было выпущено около миллиона единиц этих машин.

В послевоенные годы наша страна остро нуждалась в универсальных, неприхотливых гусеничных тракторах, способных выполнять большие объемы тяжелой работы. Такой машиной стал ДТ-54. Об этом сообщает интернет-портал «Трактор Ревю».

Трактор предназначается для уборки, посева, проведения пахоты и прочих сельскохозяйственных, планировочных и землеройных работ с агрегатами малого захвата. Выпуск ДТ-54 был налажен на трех предприятиях: с 1949 по 1963 год – Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 – Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 – Алтайским тракторным заводом.

Популярность нашего героя обусловлена его прекрасными техническими характеристиками. Трактор значительно превосходил своих предшественников по всем показателям, а также полностью соответствовал требованиям, предъявляемым к сельскохозяйственной технике тех лет. ДТ-54 стал первым советским массовым гусеничным трактором общего назначения, на который устанавливали дизельный силовой агрегат. Машина получила бескомпрессорный четырехтактный дизельный двигатель с вихревыми камерами.

От своих предшественников ДТ-54 отличался и пятиступенчатой коробкой передач, которая значительно увеличила эффективность его использования. Следует отметить, что разработчики этой машины старались учитывать пожелания людей, ежедневно работающих на этих тракторах. Так, в 1953 году он получил кабину закрытого типа. Помимо этого, оперативно устранялись другие технические недостатки (преждевременный износ поршневой группы, увеличенный расход картерной смазки).

Трактор выпускался в нескольких модификациях: ДТ-54А-С1 (с раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой и механизмом, позволяющим навешивать орудия), ДТ-54А-С2 (со всеми агрегатами навесной системы, кроме основного силового цилиндра и механизма для навешивания орудий), ДТ-54А-СЗ (без соответствующих агрегатов), ДТ-54А-С4 (с навесной системой).

Следует отметить, что ДТ-54 был популярен не только в СССР, он экспортировался в 36 стран мира. В Китае даже локализовали производство этих машин, за годы которого было выпущено свыше миллиона единиц техники. Во Вьетнаме ДТ-54 эксплуатировался до 1980-х годов, часто устанавливался в качестве техпамятников во многих местах стран. В частности, изображен на купюре достоинством 5 донгов образца 1958 года.

Источник фото: pixabay.com/Candiix, wikipedia.org/Deutsche Fotothek

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий