Колесный трактор МТЗ-52 Беларус: устройство техники и не только

Трансмиссия

Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.

Кинематическая схема трактора МТЗ 50

Муфта сцепления

Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.

КПП

Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.

ПередачиВыдаваемая скорость трактором км./ч
I1,56
II2,65
III5,60
IV6,85
V8,15
VI9,55
VII11,70
VIII13,85
IX25,80
Задняя пониженная3,31
Задняя повышенная5,62

Важно Крупногабаритные вездеходы Макарова (Макар) для передвижения в экстремальных условиях

Схема переключения передач МТЗ 50

Задний мост

Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.

Трансмиссия МТЗ-50 в сборе

  • Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
  • Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.

Тормоза

Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.

ВОМ

Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:

  • синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
  • независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля

Смена режимов осуществляется переключением положения кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.

Передний мост МТЗ 52

Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.

Описание новых моделей тракторов «Беларус», сопоставление с аналогами, предлагавшимися ранее, и основные отличия

Минский тракторный завод значительно изменил линейку поставляемых на рынок Российской Федерации тракторов «Беларус». Первопричиной данного события послужила необходимость установки двигателей, соответствующих действующим в Российской Федерации нормативам по уровню выбросов вредных веществ. Совместно с заменой двигателей была проведена оптимизация предлагаемого модельного ряда. Для начала предлагаю разобраться с соответствием новых моделей тем, которые предлагались ранее. В таблице ниже наглядно представлено сопоставление моделей аналогичного назначения.

Как мы видим, часть моделей сохранила свое наименование (модели «Беларус-80.1», «Беларус-82.1» и «Беларус-82.1-23/12»), а часть моделей заменена аналогами с добавлением индекса «.3».

Модели сохранившие свое название – практически не изменились, это те же тракторы. Отличие только в модификации двигателя. Раньше это был двигатель ММЗ Д-243, а теперь ММЗ Д-243S2, соответствующий этологическому классу Stage II. Мощность, расход топлива и другие важные для эксплуатации параметры не изменились.

Модели, в наименование которых добавилось обозначение «.3» изменились значительнее и о них напишем подробнее. Тракторы «Беларус-900.3», «Беларус-920.3», «Беларус-952.3», «Беларус-1021.3» и «Беларус-1025.3» в значительной степени унифицировались по внешнему оформлению и по компоновочным решениям двигателя и его систем. Кроме того модели тракторов «Беларус-920.3» и «Беларус-952.3», в зависимости от модификации, заменяют собой сразу 7 различных моделей, предлагавшихся к покупке ранее.

Перечислим общие изменения тракторов, которые видны не вооруженным взглядом:

1) Стеклопластиковая облицовка, обеспечивающая полное капотирование

2) Обновленный щиток приборов

3) Радиатор системы охлаждения двигателя большего размера и, соответственно, большей производительности. На моделях «Беларус-952.3», «Беларус-1021.3» и «Беларус-1025.3» дополнительно установлен интеркулер.

4) Вентилятор системы охлаждения двигателя с 12 лопастями

5) Полурама из лонжеронов, дополнительно усиленная обвязочными пластинами

6) Передний брус с интегрированным кронштейном для навески переднего балласта

7) В подкапотное пространство, в зону перед радиаторами, вынесены:

  • — аккумуляторные батареи с выключателем массы (дистанционный выключатель массы выведен на кнопку на приборном щитке);
  • — гидробак системы гидрообъемного рулевого управления;
  • — воздушный фильтр двигателя.

Новая стеклопластиковая облицовка полного капотирования сделана по так называемому «аллигаторному» типу, т.е. открывается спереди и откидывается к кабине

По обе стороны от облицовки есть удобные ручки для её подъема и опускания. На нижней кромке находится уплотнитель, который в закрытом состоянии облицовки опускается на ответную металлическую пластину, расположенную на переднем брусе, и таким образом пространство перед радиаторами надежно защищается от попаданий различного крупного мусора, типа засохшей травы, соломы и т. п.

Облицовка открывается и удерживается в открытом положении с помощью пневматического упора. Для дополнительной страховки предусмотрен металлический упор

Для доступа в пространство перед кабиной предусмотрен отдельный откидывающийся лючок с фиксатором

Кроме перечисленных компоновочных изменений и уменьшения уровня выброса вредных веществ в атмосферу, у указанных выше моделей «Беларус-900.3», «Беларус-920.3», «Беларус-952.3», «Беларус-1021.3» и «Беларус-1025.3» значительно изменился ряд характеристик, напрямую влияющих на производительность, а именно:

  • — увеличилась мощность двигателей;
  • — увеличился крутящий момент двигателей;
  • — увеличился коэффициент запаса крутящего момента двигателей;
  • — увеличилась эксплуатационная масса;
  • — изменилась развесовка трактора (большая загрузка переднго моста)

Для наглядности основные различия новых моделей и их аналогов, выпускавшихся ранее, сведены в нижеприведенные таблицы:

Устройство

Модель МТЗ-80 имеет комбинированное устройство, так как в передней части роль несущей конструкции играет передняя полурама, а в задней части с этой задачей справляется корпус трансмиссии.

Внешне агрегат обладает аккуратным внешним видом и небольшой шириной. Элементы подкапотного пространства прикрываются откидным щитком, служащим крышкой капота. За элементами подкапотного пространства находится кабина водителя. Так как она расположена над деталями трансмиссии, то для доступа к кабине установлена компактная подножка. Позади кабины расположен механизм навески и каналы гидросистемы для установки навесного гидравлического инвентаря.

8 – корпус понижающего редуктора и сцепления;14 – устройство компрессора;15 – насос для подачи топлива;16 – дизельный мотор;17 – бензиновый пусковой двигатель;18 – механизм задней навески;19 – коробка передач трактора;20 – редуктор пускового мотора.

Габаритные размеры

Габаритные размеры, мм:
длина (по концам продольных тяг)38153930
ширина (по выступающим концам полуосей задних колес)1970
высота:
по облицовке16151665
по кабине2470
Продольная база, мм23702450
Колея, мм:
по передним колесам1200-18001300-1800
по задним колесам1350-2100
Дорожный просвет, мм:
под рукавами полуосей заднего моста650
под передней осью650
под рукавами полуосей переднего моста650
под задним мостом470
под корпусом переднего моста590
Радиус поворота посредине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм с подтормаживанием внутреннего заднего колеса, м4,14,3
Конструктивная масса (с кабиной, но без дополнительного оборудования и балластных грузов), кг31603270
Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг1200012000
Наибольшая масса орудия навешиваемого сзади при установке дополнительных грузов на передний брус, кг900900
Углы подъема (спуска) без прицепа, град2020
Глубина преодолеваемого брода, м0,850,85

Кабина

Изначально Беларус 82 комплектовался так называемой малой кабиной. Первоначальное использование маленькой кабины помогло быстро освоить производство данного трактора. Относительными ее достоинствами можно считать:

  • простоту конструкции;
  • малый вес;
  • небольшие габариты.

Все это позволяло легко снять кабину и выполнить необходимый ремонт в условиях сельских мастерских.

Но недостатков такая кабина имела гораздо больше. Прежде всего, она не могла обеспечить комфортабельные условия работы механизатора. Основными считаются:

  • отсутствие обшивки и как следствие низкая шумоизоляция и слабая пылезащита;
  • недостаточные размеры остекления и прежде всего высота заднего стекла не позволяли вести качественный обзор;
  • отсутствия штатного отопителя;
  • низкое качество электросхемы щитка приборов.

К основным таким операциям следует отнести:

  • установка самодельного отопителя;
  • монтаж войлочной обшивки;
  • применение увеличенных боковых зеркал;
  • установка самодельного дворника заднего стекла.

Но, выполненный самостоятельным способом тюнинг старой кабины трактора МТЗ 82 вносил локальные изменения в условия труда механизаторов, поэтому выпуск новой модификации трактора МТЗ с большой кабиной заметно повысил комфорт, и как следствие производительность труда механизаторов.

Навесное оборудование

Кроме работы с сельскохозяйственным оборудованием, трактора «МТЗ-82.1» широко используются в качестве базовых машин для выполнения самого широкого спектра работ в агрегате с бульдозерным, экскавационным, погрузочным, коммунальным и иным оборудованием в строительстве, коммунальном хозяйстве, промышленности, а также на транспортных работах и для привода различных стационарных машин.

от обширный, но далеко не полный список рабочего оборудования для агрегатирования с «МТЗ-82.1»:

  • В сельском хозяйстве – плуги, бороны, культиваторы, сеялки, разбрасыватели удобрений, рыхлители и окучники, сенокосилки, пресс-подборщики, стогомёты, катофелесажалки/копалки, грабли-ворошилки, транспортные прицепы.
  • В лесном хозяйстве – бревнозахваты, погрузчики.
  • В строительном и коммунальном хозяйстве – фронтальные погрузчики, экскавационные навески, коммунальные и строительные бульдозерные отвалы, буровые установки, гидромолоты, подметально-уборочные машины, льдоскалыватели, прицеп-цистерны, пескоразбрасыватели, навесные вакуумные пылесосы, стрелы грузоподъёмные, шнекороторное оборудование для уборки снега.

Трансмиссия

Данная часть трактора представляет собой систему объединённых в одно целое узлов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста с механизмами вала отбора мощности, а также отдельного ведущего переднего моста с механизмом привода.

Схема узлов трансмиссии

Для смазки всех, входящих в состав механизмов, а также обеспечения давлением масла системы электрогидравлического управления и работы гидроподжимных муфт включения: передач КП, блокировки дифференциала заднего моста, привода переднего моста и привода ВОМ — трансмиссия оснащена отдельной гидросистемой.

Гидросистема трансмиссии

Сцепление

Механизм силовой передачи реализован в виде постоянно замкнутой фрикционной двухдисковой муфты, обеспечивающей надёжную передачу создаваемого двигателем крутящего момента. Для комфортного выжима педали, без усилия, привод управления муфтой оснащен гидростатическим усилителем.

Схема муфты сцепления

 Коробка передач

КПП трактора — ступенчатая, диапазонная с шестернями постоянного зацепления. Переключение передач внутри диапазона осуществляется с помощью гидроподжимных муфт с электрогидравлическим управлением, при этом переключение не обязательно осуществлять с разрывом мощности муфтой сцепления. Включение диапазонов осуществляется механическим переключением зубчатых муфт с обязательным отключением потока мощности сцеплением.

Управление КПП

Переключение передач переднего хода осуществляется в пределах четырёх диапазонов с шестью скоростями в каждом диапазоне. Задние передачи переключаются в пределах двух диапазонов с шестью передачами в каждом диапазоне. Таким образом КПП обеспечивает 24 передачи переднего хода и 12 передач заднего хода.

Пределы формирования скорости движения:

  • Передних передач — от 2,28 до 39,85 км/час
  • Задних передач  — от 2,51 до 19,54 км/час

Кроме этого при использовании ходоуменьшителя трактор получает дополнительно 24 технологические замедленные передачи: 12 передач переднего хода (на передачах первого и второго диапазона переднего хода) и 12 передач заднего хода (по шесть передач в каждом диапазоне заднего хода).

Пределы формирования скорости движения с использованием ходоуменьшителя:

  • Передних передач — от 0,36 до 2,38 км/час
  • Задних передач — от 0,4 до 3,14 км/час

Вместе сформированием передаточного числа для заднего моста КПП обеспечивает привод переднего моста от своего вторичного вала, а также передачу мощности для привода ВОМ трактора.

 Задний мост

Главная передача редуктора моста выполнена в виде пары конических шестерен с винтовыми зубьями, дифференциал с фрикционной гидроподжимной многодисковой муфтой блокировки, конечные передачи с планетарными редукторами.

Основные тормоза трактора выполнены в виде работающих в масле многодисковых фрикционных муфт, которые размещены на ведущих солнечных шестернях конечных передач. Управление тормозами сблокировано с краном пневмопривода для тормозов прицепных транспортных средств. Привод управления как основными тормозами, так и дублируемыми (реверсного поста управления) оборудованы гидростатическим усилением.

 Отбор мощности

Трансмиссия МТЗ 2522, для привода агрегатируемых машин, обеспечивает отбор мощности с задней части трактора в независимом режиме на двух скоростях вращения — 1000 об/мин и 1450 об/мин. Спереди трактора ВОМ работает в независимом режиме со скоростью 1000 об/мин. Задний ВОМ обеспечивает передачу мощности 152-163 кВт, передний ВОМ — до 60 кВт. Для осуществления привода машин и оборудования с различными характеристиками трактор комплектуется набором сменных шлицевых хвостовиков.

Схема заднего ВОМ МТЗ 2522

Активация привода заднего ВОМ осуществляется гидромеханическим включением через тягу связанной с отдельным золотниковым краном, подающим давление масла к гидроподжимной муфте включения редуктора ВОМ. Переключение скорости вращения осуществляется механическим переключением зубчатой муфты редуктора через вилку связанной с поводком управления.

Передний ВОМ включается кнопкой из кабины электрическим управлением гидромеханического привода управления, где непосредственное включение осуществляет отдельный гидроцилиндр через с взаимодействие с поворотным валиком редуктора переднего ВОМ.

Передний мост

ПВМ соосного типа с главной передачей из пары конических шестерён, дифференциал самоблокирующийся — повышенного трения, колёсные редуктора планетарного типа.

Схема ПВМ

Привод моста осуществляется от КПП через гидроупровляемую, многодисковую, фрикционную муфту. Система управления приводом обеспечивает работу переднего моста в принудительном и автоматическом режимах.

Кабина трактора

Контроль работы тихоходной установки происходит с водительского места. Пространство представляет собой закрытую кабину с одним местом. Остекление по периметру даёт обзор в 4-х направлениях. Перед пользователем, сидящем в рабочем кресле трактора «Беларус» расположены такие управляющие механизмы:

  • Ножные рычаги. Муфта, акселератор, блокиратор дифференциала, тормоза;
  • Штоки. Кулиса скоростей, тормозной механизм прицепа, контроль вала отбора мощи, гидравлический увеличитель веса, распределитель гидравлической системы;
  • Маховик, регулирующий напор;
  • Руль с клаксоном и переключателем маневра;
  • Панель приборов. Содержит прибор для измерения силы тока, средство измерения напора смазки и температуры, подсветку;
  • Горный тормоз;
  • Переключатель массы батареи;
  • Шток включения механизма отбора мощи.

Кабина трактора МТЗ-50:

Очиститель лобового стекла не позволял грязи создавать помехи при движении. Привод механизма – ручной, посредством рычага. С целью поддержки нормальной рабочей температуры использовался вентилятор, включение которого происходило при помощи тумблера. Для подсветки рабочего места используется потолочный плафон.

Особенности эксплуатации

Для гидросистемы тракторов МТЗ 50 и 52 используются масла моторные марки М-8Г и М-10Г, а для картера дизеля — М-8ДМ и М-10ДМ.

В качестве смазки используется Литол.

Обкатка

В случае долгого простоя трактора, необходимо провести его обкатку. При проведении данной процедуры все детали машины прирабатываются, а смазка поступает во все узлы.

Сама обкатка не требует значительных затрат усилий от механика, но благодаря этому значительно продлевается эксплуатационный ресурс деталей, а также предотвращается возникновение поломок.

В первое время, которое занимает около 20 моточасов, нагрузка на мотор не должна превышать 50 % от полной мощности.

Важно следить за тем, чтобы температура нагрева корпусных деталей не превышала 70 градусов. В течении всего времени проведения обкатки необходимо ежесменно проводить технический осмотр по всем правилам

В течении всего времени проведения обкатки необходимо ежесменно проводить технический осмотр по всем правилам.

После завершения обкатки необходимо выполнить ряд действий:

  1. Очистить трактор от загрязнений;
  2. Заменить масло во всех системах;
  3. Смазать узлы и механизмы;
  4. Заменить масляный фильтр мотора и гидросистемы навески;
  5. Промыть фильтр топливного бака;
  6. Проверить ход педалей сцепления и тормоза;
  7. Удостовериться в надежности всех креплений;
  8. Проверить давление в шинах

Основные неисправности

Трактора Беларусь МТЗ 50 и 52 отличается легкостью в ремонте и заменяемостью деталей.

Ниже представлены основные неисправности:

Энергонасыщенные

Передовые мировые технологии возделывания сх. культур предполагает использование мощных, энергонасыщенных машин в широкозахватных агрегатах с высокой производительностью, обеспечивающих конкурентную цену на произведённую продукцию. С 2005 года предприятие акцентировало производство на выпуске и разработке машин большой мощности, открывая возможность освоения новых рынков и расширения перспектив на мировом рынке техники сельскохозяйственного назначения. Потребителем тракторов являются крупные аграрные корпорации, холдинги и предприятия. Новые мощные модели МТЗ 4522, 3522, 3022, 2022 выгодно отличаются ценой от аналогов зарубежного производства и относительно недороги в ремонте и регламентном обслуживании.

Модель трактора МТЗмощность л/сДвигатель Диапазон скорости км/ч

КПП вперёд/назад

1 1523158 Д 260.1S1,86-32,38

16/8

2 2022212Д 260.4С21,86-39,7

24/12

31822.3180  Д-260.9S21,14-39,7

24/12

42122.4202 Д260.4S3А2,83-39,57

16/8

5 2522265Detroit Diesel S40E2,1-37,7

24/12

6 3022303Deutz BF06M1013FC1,86-32,38

36/24

7 3522355Deutz  TCD2013L 064V C3UT2612,4- 40

36/24

83522С364Caterpillar C92,4- 40

36/24

9 4522431Caterpillar C133,4-38

16/8

Двигатель трактора МТЗ-826

Трактор укомплектован дизельным двигателем Минского моторного завода, модели ММЗ Д-243/243S. Это четырёхтактный, четырёхцилиндровый рядный мотор жидкостного охлаждения, с естественным всасыванием воздуха и непосредственным впрыском дизельного топлива.

Технические параметры двигателя Д-243/243S

  • Рабочий объём – 4,75 литра.
  • Номинальная мощность – 60 кВт (81 л.с.), при 2200 об/мин.
  • Наибольший крутящий момент – 296,9 Н·м (30,3 кгс·м), при 1400 об/мин.
  • Коэффициент запаса крутящего момента – 15%.
  • Степень сжатия (расчётная) – 16:1.
  • Диаметр цилиндра – 110 мм. Ход поршня – 125 мм.
  • Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
  • Номинальная частота вращения – 2200 об/мин. Максимальная частота вращения – 2380 об/мин. Минимальная частота вращения – 600 об/мин.
  • Зазор между впускными и выпускными клапанами и коромыслами на холодном дизеле – 0,25…0,30 мм.
  • Угол опережения впрыска дизтоплива до ВМТ – 20±1/16±1 град.
  • Давление впрыска дизтоплива – 21,6…22,4 МПа (220…228 кгс/см2).

Система пуска данного мотора – электростартерная, 12 В или 24 В. Также используются средства облегчения пуска: электрофакельный подогреватель (свеча накаливания во впускном коллекторе). В составе системы питания дизеля Д-243/243S – четырёхплунжерный рядный топливный насос, с подкачивающим насосом. Применяются механический всережимный регулятор, топливные фильтры: грубой очистки и тонкой очистки (со сменным бумажным фильтрующим элементом).

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости, контролем температуры термостатом и шторкой, регулируемой с места водителя. Нормальная рабочая температура составляет от 80°С до 100°С. Ёмкость системы охлаждения равна 20 литров. Система смазки мотора – комбинированная, с масляным радиатором. Ёмкость системы смазки двигателя – 12 литров.

Заключение

МТЗ-622 — качественный и надежный трактор, практически не уступающий по своему функционалу крупногабаритной тракторной технике Минского завода. При его разработке белорусскими конструкторами были устранены практически все основные недостатки предшествующих моделей.

Благодаря импортному двигателю, МТЗ-622 демонстрирует отличные тяговые способности и экономичность

Важно и то, что у него осталась совместимость с различными видами оборудования выпуска предыдущих лет. Плюс к этому, в продаже всегда имеется широкий ассортимент фирменных запасных частей, что гарантирует беспроблемную замену узлов и деталей с выработанным ресурсом

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий