Тяжеловозные породы лошадей

Содержание в домашних условиях

Русские тяжеловозы — это прекрасные помощники, а также верные друзья человека. Учитывая неприхотливость в содержании, каждый желающий сможет пополнить своё хозяйство ценным животным.

Конюшня

Животных содержат в денниках, учитывая норму площади на 1 голову — не менее 3,5х3,5 м. Высота потолка — 3 м. Помещение должно быть тёплым, хорошо вентилируемым, без сквозняков. Кормушки и поилки располагают на высоте 60 см. Чтобы корм не рассыпался, рекомендуют глубину до 30 см. Подстилку настилают не менее 15 см, для этого используют солому и опилки.

Не стоит забывать о важности света: для поддержания здорового состояния животного нужно обеспечить 16-часовое освещение. Для регулярного моциона сооружают загон для выгула


Русские тяжеловозы стойкие к низким температурам, чего не скажешь о жаре — в такую пору следует проводить купание в теплой воде, а также избегать длительного нахождения под прямыми солнечными лучами.

Уход

С целью профилактики заболеваний и поддержания надлежащего внешнего вида лошади проводят следующие манипуляции:

Чистка шерсти. Каждый день вычёсывают животное, в том числе гриву и хвост — для этого следует обзавестись скребком, расчёской и щёткой, индивидуально для каждой лошади. После механической очистки протирают шерсть влажной мягкой тканью, потом подсушивают сухой.

Осмотр копыт

После прогулок важно осмотреть конечности на наличие застрявших камней, сучков и т. д

При необходимости копыта чистят.

Осмотр зубов. Важны регулярный осмотр и своевременное обращение к ветеринарному доктору при выявлении механических повреждений.

Кормление и поение

Русский тяжеловоз неприхотлив в еде, долгое время может обходиться грубыми кормами (сено, солома) или подножными кормами (зелёная масса на пастбищах)

Для сохранения высокой продуктивности и работоспособности в рацион важно вносить и концентрированные корма (зерно злаковых и бобовых). Рекомендуется 5-разовое кормление, примерный дневной рацион указан в таблице:

ПродуктКоличество
Сенодо 13 кг
Овёсдо 7 кг
Морковь, кормовая свёкладо 2 кг
Отрубидо 1,5 кг

Необходимы брикеты с солью для обогащения рациона минеральными веществами. Воду дают 2 раза в день, комнатной температуры (около 20 °C); также часто используют автопоилки. Жерёбым кобылам рацион увеличивают на 30 %.

Важно! Перекармливание русского тяжеловоза провоцирует воспаление копыт и потерю работоспособности. Соблюдайте все правила содержания, ухода и кормления, сохраняя здоровье и силу животного

В свою очередь, русский тяжеловоз станет незаменимым помощником в хозяйстве и верным другом на отдыхе

Соблюдайте все правила содержания, ухода и кормления, сохраняя здоровье и силу животного. В свою очередь, русский тяжеловоз станет незаменимым помощником в хозяйстве и верным другом на отдыхе.

Особенности разведения

Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.

У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.

Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.

Описание вида

Вы наверняка видели эту породу лошадей или её близких родственников в кино. Тяжеловозов относят к холоднокровным породам. Селекционеры специально выводили этих животных устойчивыми к суровым погодным условиям, чтобы они могли работать и сражаться в любой ситуации. Эти лошади не особенно резвы, не слишком энергичны, они не могут развить высокую скорость, но они отличаются необыкновенной силой и способны тащить на себе огромные грузы.

Бруклин из брабансонов. Достигал в росте почти 2-х метров, а весил 1,5 тонны

Внешне они не столь эстетически привлекательны, как, например, породистые выставочные жеребцы- скакуны, но своя прелесть в их внешности определённо есть. Эти лошади высоки ростом, массивны, мускулисты, коренасты. Иногда их даже можно назвать неловкими или неуклюжими из-за слишком крупного и неповоротливого торса.

Марокко — рекордсмен из породы першеронов. Его рост достигал практически 220 см, а вес 1,5 тонны

Современные же представители породы тяжеловозов довольно далеки от рекордсмена. Они весят около тонны каждый, в росте способны доходить до отметки в 2 метра. Конечно, встречаются особенные великаны, которые могли бы побить установленный рекорд, но они всё равно не дотягивают до самого крупного коня за всю историю существования породы.

Аллюр у этих коней мягкий. Они способны бежать шагом, галопом или рысью, причём делают они это достаточно плавно и переходят с одного аллюра на другой без излишней резкости. Наездники утверждают, что практически не чувствуют особенной тряски в седле, поскольку тяжеловозы не способны высоко поднимать ноги над землёй. Поэтому эту породу рекомендуют начинающим наездникам и любителям неспешной конной прогулки.

Тяжеловоз под седлом

По характеру лошади тяжеловозы спокойные, покорные, уравновешенные. Трудно поверить, конечно, глядя на такое огромное животное, что оно крайне уступчиво и послушно, никогда не проявит агрессии. Они как большие плюшевые мишки в теле лошади. Но, к сожалению, большинство предпочитает сейчас породистых скаковых жеребцов, а потому некоторые породы тяжеловозов практически исчезли с лица Земли.

Выносливость и силу тяжеловесов используют прежде всего в сельском хозяйстве

Краткое описание породы

Лошади отечественной породы внешне сильно напоминают иностранных предков. Это массивные и крупные животные, которые по габаритам сильно превосходят другие тяжеловозные породы. Высота в холке — 165-167 см, вес жеребцов — 750 кг, кобыл — 580 кг. Отличаются животные крупной головой, выпуклым профилем, косой лопаткой и мощной шеей. Спина удлиненная, с широкой поясницей и спущенным крупом. Отличительная черта владимирской породы лошадей — правильно поставленные крепкие костистые ноги.

Самая распространенная масть — гнедая, но могут встречаться рыжие и вороные кони. Шерсть короткая и густая. Внизу ноги имеют широкие белые «чулочки». Также животные обладают густым хвостом и гривой.

Достоинства породы:

  • благодаря сочетанию крепкой конституции и усердия эта лошадь способна выполнять работу, которая непосильна людям;
  • отличается изысканностью и грациозностью;
  • соединяет в себе следующие качества: выносливость, энергичность, красоту хода, природное усердие, красивый окрас, врожденное трудолюбие;
  • покладистый нрав и внешние данные делают породу универсальной.

Характер

К особенностям характера владимирских лошадей относят послушание и готовность к выполнению любой работы. Животные могут трудиться и в сильную жару, и в проливной дождь. Негативные внешние факторы не оказывают на них сильного воздействия. Если за лошадьми правильно ухаживать и разводить, то они будут способны выполнять различные функции, возложенные на них.

Несмотря на крупные габариты и немного угрожающий вид, кони и лошади владимирские тяжеловозы обладают дружелюбным нравом. Молодые жеребцы могут быть строптивыми и непослушными, но быстро успокаиваются. Если хозяин будет заботиться о них, то животные спокойно выполняют различные команды. Видя ласковое и внимательное отношение к себе, кони отвечают на это послушанием, но при пренебрежительном отношении со стороны владельца лошади могут проявлять свой нрав.

Чтобы питомцы выполняли разные команды, их нужно правильно растить и воспитывать. Вырастают они терпеливыми, выносливыми, неприхотливыми и преданными животными.

Размножение

Владимирская лошадь отличается хорошей плодовитостью. Взрослеют животные рано, поэтому разведением породы можно заниматься, когда жеребцам и кобылам исполнится 3 года. При этом используются чистокровные особи. В год кобыла приносит чаще всего одного жеребенка. Если пара подобрана правильно и за ней был осуществлен должный уход, то высокий процент появления здорового потомства. Кобылы такой породы отличаются высокой молочностью, т.к. крупному жеребенку необходимо большое количество молока.

Применение

Владимирские лошади нашли свое применение в следующих сферах:

  1. Племенная работа. Конезавод приобретает лучших особей, чтобы добиться хороших характеристик по объему молока, мяса и т.д.
  2. В качестве рабочей лошади для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов, вспашки земель и выполнения других работ в сельском хозяйстве.
  3. С целью получения молока, т.к. кобылы характеризуются высокой молочностью.
  4. Для досуга и развлечения. Эти лошади нередко используются для верховой езды, их запрягают в тройки на народные гуляния, представляют на соревнованиях и выставках.

Особенности породы

Русский тяжеловоз и в наше время широко распространенная и популярная в нашей стране тяжелоупряжная лошадь. Она выводилась в качестве универсальной породы для использования как в сельском хозяйстве, так и в племенной работе. Неплохим успехом пользуется порода и в продуктивном животноводстве.

Однако в последние десятилетия эти лошади терпят трудные времена. Экономическая ситуация, недостаток кадров, нехватка финансирования и несовершенные условия содержания привели к тому, что поголовье животных сократилось почти в 3,5 раза. Да и согласитесь, спрос на тяжелых коней сегодня не так велик, как лет двадцать-тридцать назад. Однако это не мешает оставаться русским тяжеловозам в числе самых любимых отечественных рабочих пород.

Отечественные конезаводы и племенные конефермы обладают огромным и ценным генофондом породы, а сами русские тяжеловозы считаются великим достижением русского коневодства. Наряду с владимирским и советским тяжеловозом, эта порода используется и за рубежом. В числе ее преимуществ помимо универсальности использования, также превосходная выносливость и неприхотливость в содержании. О каждом плюсе этой породы поговорим более подробно.

История происхождения

Около полутора века назад на территорию России начали завозить из Бельгии арденов. Именно эти мелкие тяжеловозные лошади тогда стали основой для выведения русского «брата». Однако, глядя на тогдашних неказистых и дисгармоничных арденов, трудно представить, что в современных русских конях-богатырях течет их кровь. Однако на то время отечественных коневодов привлекла именно неприхотливость к условиям содержания и достаточно высокая подвижность. Как раз эти качества очень важны для местных русских лошадей.

Систематическая селекционная работа началась в 1860-х годах. Главное племенное ядро было сформировано в Петровской академии (теперь Московская Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева) на украинских и русских жеребцах. Позже к имеющимся арденам приливали кровь брабансонов, и уже в 1900-м году на Парижской выставке был представлен улучшенный тип породы. Бурый жеребец Каравай из Хреновского конного завода получил золотую медаль и звание «русский арден». Это был лучший на то время прародитель современной породы русских тяжеловозов.

Затем была Первая мировая и гражданская война, которая нанесла урон отечественному коневодству. На оставшихся русских арденах коневоды решили создать еще более улучшенный тип некрупной, но экономически выгодный сельскохозяйственной лошади. К 1937 году была создана независимая порода. Однако получившиеся кони отличались слишком низким ростом – не более 143 см в холке. Поэтому селекционная работа продолжилась еще до 1952 года путем воспроизводства лошадей с достаточно большим ростом. Этот же год и стал официальным годом рождения породы.

Экстерьер

Первое, что отличает русского тяжеловоза от остальных пород тяжелоупряжных лошадей – это небольшой размер. Как видно на фото, эти кони среднего роста, но с выраженным упряжным типом телосложения. Корпус длинный и массивный, крепкие костистые ноги, прочный мускулистый круп и массивная шея.

Если рассматривать экстерьер русских тяжей более подробно, то стоит отметить сухую легкую, но широколобую голову. Шея мускулистая с красивым характерным русским лошадям изгибом. Также у них широкая холка, мягкая спина, широкий раздвоенный несколько свислый круп. Особую силу придает этим лошадям широкая бочкообразная грудь и широкий постав передних ног. Грива и хвост у коней густая, но не очень длинные. Среди окрасов у русских тяжеловозов чаще всего встречается бурая и рыжая, реже чалая, гнедая и вороная масть.

Важная черта породы – скороспелость. Уже к полутора годам жеребцы достигают более 95% общего веса и к трем годам полностью заканчивают рост. Это позволяет достаточно рано привлекать коней к работе и к разведению.

Характер

По темпераменту русские тяжеловозы достойны звания богатырских коней

Они энергичные, добронравные и очень уравновешенные, что важно для тяжелой лошади. С таким работягой можно легко выполнять практически любые сельскохозяйственные работы

Лошади неприхотливые, хорошо привыкают к дому и хозяину, легко обучаются работе в упряжи и даже под седлом. В последнем случае на шагу и рыси тяжеловозы хорошо «держат тело» и красивую осанку.

Назначение тяжеловозов

Лошади тяжеловозы создавались с целью тяжелой работы на полях или в упряжке. Эти рабочие лошади — сильные и выносливые, они использовались в качестве тяжеловозного транспорта, перевозя грузы на большие расстояния, передвигаясь ровной рысью.

Работа на лошади в поле

Времена изменились, и грузы перевозятся на транспорте и рабочая лошадь тяжеловоз стала не нужна. Но эти сильные и статные животные не утратили былой популярности, хотя и востребованы не так, как раньше. Их используют:

  1. В сельской местности для перевозки грузов, для получения молока и мяса;
  2. В городских условиях идет активное восстановление пород: они нашли применение в спорте, шоу и туристическом бизнесе;
  3. Исторические места Европы прекрасно дополняют лошади тяжеловозы. Они создают особый колорит, привлекая туристов.

Разведение

Во время разведения тяжеловозов стоит обратить внимание на то, что даже один жеребец может покрыть потребности целой фермы. Рождаемость у этих лошадей высокая, они приносят по жеребёнку регулярно, с 3 до 20 лет, в период беременности рекомендуется усиливать рацион. У крупных пород могут возникать проблемы с родоразрешением

Рождаемость у этих лошадей высокая, они приносят по жеребёнку регулярно, с 3 до 20 лет, в период беременности рекомендуется усиливать рацион. У крупных пород могут возникать проблемы с родоразрешением.

Как правильно воспитывать маленьких жеребят этой породы? После выжеребки рекомендуется выпускать малышей на пастбище на 5–7 день, первый корм — молоко матери — постепенно дополняется травой, к двум годам вводят плющеный овёс.

С 4 месяцев жеребёнок уже привыкает к регулярному уходу, его вычёсывают, приучают к ношению недоуздка, общению с человеком.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз .

Клейдесдальская порода

  • Использование: тяжелая рабочая.
  • Высота: 165-183 см.
  • Масти: рыже-чалая, гнедая, бурая и вороная с белыми отметинам на морде и ногах.
  • Экстерьер: крупная голова с прямым профилем, массивная шея, высокая холка, круторебрая грудь, косо поставленные плечи, сильные ноги с сильно выдающимися сухожильями, густые щетки.

Для создания клейдесдалей тяжеловозы, родом из шотландского Ланкашира, где протекает река Клайд, в XVIII веке были скрещены с фламандскими лошадьми под руководством коневода Д. Патерсона. Для разведения породы лошадей широко использовались и шайры. Несмотря на это клейдесдали сохранили относительно легкое строение. Кроме работ по расчистке леса и сельскохозяйственных работ, клейдесдали всегда использовались для перевозки угля на ланкаширских шахтах. Сегодня клейдесдали — единственные шотландские тяжеловозы, и используются в основном для перевозки телег, доверху груженых бочками с пивом, а также для церемониальных шествий.

Породы отечественной селекции

В России породы лошадей тяжеловозов начали создавать поздно – только в советское время. Техники было немного, и существовала потребность в массивных упряжных конях для тяжелых работ. В сельском хозяйстве они были незаменимы, их использовали в качестве тягловой силы. Грузовая лошадь ценилась как никогда.

Дорого стоила покупка коней за рубежом. Кроме того, завезенные животные часто погибали: привыкнуть к климатическим условиям, плохому содержанию и некачественным кормам оказалось не просто. А нужны были рабочие лошади, способные выдерживать тяжелые условия.

Владимирский тяжеловоз

Первым стал владимирский тяжеловоз, выведенный укрупнением российских пород иностранными тяжеловесами. Официально владимирская порода признана после ВОВ, хотя служить людям она начала значительно раньше.

Владимирский тяжеловоз

В родословной этих лошадей присутствуют известные прародители, в крови смешались гены разных пород. Владимирский тяжеловоз характеризуется:

  • Большой головой с выпуклым профилем;
  • Мускулистым и суховатым телосложением;
  • Широким крупом;
  • Удлиненной шерстью на ногах;
  • Гнедым окрасом.

Лошади владимирской породы характеризуются трудолюбием и жизненной энергией. Они отличаются скороспелостью и плодовитостью. Жеребцов выделяет богатырская мощь, внешняя привлекательность, широкий аллюр. Это настоящий конь тягач. Поэтому владимирский тяжеловоз до сих пор относится к известным и сохранившимся породам.

Владимирский тяжеловоз

Владимирские тяжеловозы превышают советских в отношении: вес – скорость движения – выносливость. Без груза владимирский тяжеловоз напоминает рысака, он может пробежать рысью 1600м за 3 мин. С грузом 1,5т эта порода способна преодолеть расстояние в 2км за 5 мин.

Русская порода

Русская порода лошадей

Русская порода получена при скрещивании привозных, иностранных животных. Учитывая тяжелые послевоенные условия и нехватку кормов, другой климат, русские тяжеловозы оказались подвижными и выносливыми. Они отличалась гармоничной пропорцией и прекрасными формами. Порода получена при скрещивании упряжных лошадей с мелкими тяжеловесами из Бельгии. Лошади русских тяжеловозов имеют следующие черты:

  • Сухое и крепкое телосложение, приземистость;
  • Рыжий окрас;
  • Развитая грудь и широкая холка;
  • Голова легкая и сухая на длинной, изогнутой шее;
  • Грива и хвост густые.

Несмотря на небольшой рост (до 150см) порода сильная и выносливая. Отличаются уравновешенностью, которая сочетается с энергичностью. Используются в сельском хозяйстве. Нетребовательны к кормам и условиям содержания.

Советский тяжеловоз

Самая молодая порода отечественной селекции – советский тяжеловоз, характеризующийся мощными габаритами и высокой молочностью. Постепенный отбор и скрещивание с западноевропейскими формами помогли племенным хозяйствам вывести лошадь, название которого связано с советскими временами.

Советская порода лошадей

Основу породы составили знаменитые бельгийские тяжелоупряжные лошади. Она имеет следующие черты:

  • Крепким телосложением;
  • Окрас рыжий или гнедой;
  • Широкое и мускулистое тело с мощной грудью;
  • Ровную и широкую спину;
  • Умеренным обрастанием гривы, щетки и хвоста;
  • Ровный профиль головы.

Жеребцы советских тяжеловозов характеризуются крупными размерами. Это огромные лошади, вес которых достигает тонны. Кобыла весит 650 кг. Для них характерна скороспелость и плодовитость.

Кабыла советской породы достигает 650 кг

Советский тяжеловоз уравновешен и имеет спокойный нрав, быстро двигается. Характеризуются небольшой косолапостью, что не встречается у других пород. Примерно 3 года они служат людям (сельскохозяйственные работы), затем чаще всего их используют в качестве производителей.

Рекомендуемый срок использования советских пород в сельскохозяйственных работах — 3 года

Соревнования лошадей с участием этих пород, в том числе и советского тяжеловоза, стали проводится еще во времена СССР. Оценивали скорость доставки грузов шагом и рысью, выносливость и силу тяги лошади. Сегодня такие соревнования проводятся за рубежом. Но в оценку породы включают и другие показатели, например, экстерьер и конституцию, характер и контакт с человеком.

Топ-10 тяжеловозов

До прочного укоренения механизации в жизни человека тяжеловозные породы были очень популярны. Их использовали для перевозки тяжестей, применяли для работы в сельском хозяйстве, транспортировки поваленных деревьев, других грузов массой 500–600 кг, армейских потребностей.

Сегодня в силе этих коней потребность практически отпала. Некоторые породы находятся на грани исчезновения. Однако во многих странах их пытаются сохранить, принимая программы на государственном уровне.

Эти животные неприхотливы в уходе и обладают добродушным характером, поэтому для них находятся новые сферы использования, например, работа с детьми, туризм, получение молочной и сырной продукции. Предлагаем познакомиться с 10 наилучшими породистыми тяжеловозными лошадьми.

Владимирский

Порода произведена в период с 1930 по 1935 годы усилиями работников племенных заводов Владимирской и Ивановской областей России. В селекции принимали участие Клейдесдали, гнедые, тёмно-гнедые, Шайры. Официальная регистрация коня-тяжеловоза произошла в 1946 году.

Владимирская порода имеет следующие характеристики:

  • высота в холке — 1,65 м;
  • масса — 0,9–1,2 т;
  • голова — массивная, с выпуклым профилем;
  • шея — широкая, высоко посаженная, дугообразная, с хорошо заметной мускулатурой;
  • грудной отдел — широкий, в обхвате достигает около 2 м;
  • спина — сильная, с хорошими мускулами, удлинённая;
  • конечности — длинные, развитые, отличаются сухостью, правильно поставлены, хорошо обросшие шерстью;
  • хвост — длинный, волнистый, касается земли;
  • грива — волнистая, ниспадающая;
  • масть — гнедая (основная), вороная, бурая, со светлыми пятнами в районе головы и ног;
  • характер — миролюбивый, спокойный, послушный, активный.

Достоинства:

  • отличная работоспособность;
  • выносливость;
  • непритязательность в уходе;
  • красивый внешний вид;
  • миролюбивый и послушный характер.

Недостатки:

  • крупные размеры;
  • низкие верховые качества.

Знаете ли вы? Владимирский жеребец способен преодолеть за 5 минут расстояние в 2 км с грузом весом 1,5 т. Это является абсолютным рекордом для тяжеловозных пород.

Описание породы

В процессе многолетней селекции советский тяжеловоз сформировал свои уникальные экстерьерные качества и характер. Данные лошади относятся к невысоким тяжеловозам, но среди других коней такого типа являются наиболее крупными.

Внешний вид

Отличить породу русских тяжеловозных лошадей от других довольно просто, поскольку они обладают характерными качествами. Их экстерьерные особенности таковы:

Масть Рыжая или бурая, в редких случаях можно встретить гнедых представителей, рыже-чалых или вороных
Туловище Мускулистое, сильное, немного удлинённой формы
Голова Средних размеров, с широким лбом, широкими ноздрями, мясистыми щеками и маленькими стоячими ушами, сухая
Шея Сильная и мощная, короткая, обладает красивым изгибом
Спина Ровная, мускулистая, прямая, довольно мягкая, с широкой поясницей и небольшим прогибом
Круп Раздвоенный, немного вислый
Грудь Широкая, мощная, обладает бочкообразной формой
Конечности Крепкие, костистые, слегка коротковатые, умеренно обросшие. Копыта крепкие, отличаются правильной формой
Хвост и грива Пышные, объёмные, густые, средней длины

Существуют 2 подвида советских тяжеловозных коней — Мордовского и Починковского конезавода. Первые отличаются компактными габаритами, в то время как вторые имеют довольно удлинённое, очень массивное туловище.

Характер

Животные советской породы обладают довольно мирным, спокойным, покладистым, уравновешенным нравом, и одновременно с этим достаточно энергичны, активны. Они редко проявляют агрессию, не брыкаются, могут ответить грубостью только на аналогичное поведение по отношению к ним.

При «общении» с лошадьми необходимо держаться спокойно и уверенно, не повышать голос при подаче команд и, тем более, не кричать. Благодаря своему миролюбивому нраву эти тяжеловозы легко привыкают к хозяину, быстро адаптируются к новой обстановке и условиям содержания. Способны работать как под седлом, так и в упряжке.

Знаете ли вы? Тяговые качества одного тяжеловозного коня можно сопоставить с мощностью трактора Т-40 АМ. Благодаря таким свойствам этих лошадей применяют для работы вместе с транспортом в сельском хозяйстве.

Сфера использования

Основными функциями лошадей тяжеловозных пород являются транспортировка грузов и осуществление определённых с/х работ. Впрочем, сфера применения советских «тяжей» на этом не исчерпывается, ведь их используют и для таких целей:

  1. В качестве ездовых лошадей в туристической сфере и для проведения учебных занятий по конным наездам.
  2. Для упряжки экипажей.
  3. Для производства молока. В среднем кобылы этой породы в год способны давать около 2700 л молока. Существуют даже рекордсмены, годовой удой которых составляет свыше 4000 л молока.
  4. Для усовершенствования качеств местных непородистых коней. В некоторых районах тяжеловозов скрещивают с лошадьми местного типа для получения мясных гибридов, отличающихся высокой продуктивностью.

Достоинства и недостатки

Как и другие кони, представители тяжеловозной советской породы имеют ряд достоинств и недостатков.

  • Плюсы тяжеловозной советской породы:
  • отличная адаптация к условиям внешней среды, а также возможность разводить животных в регионах и с тёплым, и с холодным климатом;
  • спокойный, уравновешенный нрав;
  • неприхотливость к питанию и к условиям содержания;
  • высокие качества выносливости и грузоподъёмности;
  • сохранение работоспособности на протяжении довольно длительного времени — около 25 лет;
  • продуктивное долголетие — некоторые кобылы способны производить малышей после достижения 20-летнего возраста, а жеребцов-производителей можно использовать до 25 лет;
  • высокие показатели продуктивности молока;
  • быстрый рост и интенсивность развития жеребят;
  • универсальность в использовании коней.

Важно! Несмотря на отсутствие недостатков, селекционные работы по усовершенствованию породы ведутся по сегодняшний день. Основной акцент ныне уделяется выведению представителей укрупнённого вида с высотой в холке более 155 см

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий