Правила размещения информации

Публичная оферта

Публичная оферта — это предложение любому посетителю сайта заключить договор. Так следует из ст. 437 ГК РФ. Условия заключения договора прописывают в документе, который выкладывают в общий доступ на сайте.

Мы уже говорили, что содержание публичной оферты зависит от цели сайта. Магазины записывают, как заказать и оплатить товар. Сервисы для поиска работы пишут правила размещения вакансий и резюме. Разработчики — как скачать и оплатить программу. 

Отсюда ваша задача — скачать шаблон публичной оферты и переделать под свой бизнес.

Принципиально написать, каким действием пользователь соглашается с публичной оферты. Это называется акцептом. Оферта + акцепт = договор.

Согласиться с офертой можно через регистрацию в личном кабинете, оформление заказа, оплату товара, скачивание программы — как вам нужно.

За отсутствие на сайте внятной публичной оферты штрафует Роспотребнадзор по ст. 14.5 КоАП РФ. Но касается это только сайтов с товарами и услугами потребителям — людям, которые покупают лично для себя.

Условия публичной оферты — это не просто формальность. По ним разрешают споры с клиентами. 

Владельцы сайта в суде сказали, что по условиям публичной оферты билеты на чартеры невозвратны. 

Суд согласился: публичная оферта выложена в общий доступ, мужчина видел её, а факт оплаты билетов считаются согласием на условия. Купленные билеты вернуть нельзя. 

Общие требования к сайтам

Что мы понимаем под «требованиями здравого смысла»? Это требования, которым в идеале должны соответствовать все веб-ресурсы, чтобы пользователями было приятно с ними работать.

К ним относятся:

1. Не раздражающий дизайн

Никаких вычурных шрифтов и кислотных цветов. Дизайн сайта не отвлекает, он помогает найти то, за чем пришел посетитель.

2. Понятная структура

Пользователь должен в 2-3 клика добраться до нужного ему раздела.

Если у вас на сайте много разнородной информации, сделайте поиск по сайту. Обязательно проверьте, чтобы он работал.

3. Адаптивная версия сайта

К январю 2019 года количество людей, которые пользуются мобильными телефонами, составило 5,1 миллиарда. Из них не менее половины регулярно выходят в интернет со своих устройств. Вот почему у современного сайта должен быть адаптив, то есть, сайт должен корректно отображаться не только на компьютере, но и на телефоне.

Проверьте, насколько «красиво» выглядит ваш сайт на мобильном, и исправьте ошибки, если они есть.

4. Высокая скорость загрузки

Люди не готовы ждать больше 3 секунд, пока загрузится сайт. Это правило работает и для компьютеров, и для смартфонов.

Исключение — случаи, когда на сайт зайти действительно нужно, но при этом вы получите недовольного и раздраженного посетителя, который и жалобу напишет при случае.

5. Возможность обратной связи

Дайте посетителю возможность связаться с вами не только по телефону или почте, но и через форму на сайте. Там он сможет задать вопросы, выразить благодарность или оставить критическое замечание (критика тоже бывает полезной).

Главное, не забудьте разместить в форме ссылку на документ о политике конфиденциальности, чтобы не нарушать требования Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Кстати о персональных данных.

6. Соответствие требованиям закона о персональных данных

Любая организация, которая работает с личными данными граждан (паспорта, медкнижки, информация о местах жительства и прочая информация), попадает под действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Законодательные требования распространяются также на сайты образовательных учреждений.

Чтобы сайт не нарушал закон, проверьте сами или спросите у компании-разработчика:

1) Где хранятся данные сайта?

Хранить информацию разрешено только на территории Российской Федерации.

2) Размещен ли на сайте раздел «Политика обработки персональных данных»?

Раздел должен быть, а информация в нем должна рассказывать о соблюдении конфиденциальности именно в вашей организации и на вашем сайте. Не копируйте бездумно текст других сайтов. Надежнее привлечь юриста.

3) Есть ли на сайте уведомление о сборе и обработке данных и спрашивается ли согласие пользователя на это?

Как правило, при первом переходе на сайт посетитель видит уведомление о сборе cookies — данных о пользователе, которые сохраняются на компьютере. Человек может согласиться с этим либо покинуть сайт.

Уведомление о согласии на обработку данных также указывается в формах заявки (на консультацию, на звонок и пр.).

Таким образом, общие требования к сайту сводятся к следующему:

  • приятный дизайн;

  • грамотная структура;

  • наличие адаптивной версии;

  • быстрая загрузка страниц;

  • формы обратной связи;

  • соответствование требованиям об обработке персональных данных.

Памятка о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в социальных медиа, в личных целях необходимо  подходить к данному вопросу осознано и ответственно. Недопустимо размещение гражданским служащим изображений, текстов, аудио, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением должностных (служебных) обязанностей.

Гражданский служащий должен помнить, что информация опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.

Представление и публичное  размещение информации от имени Роспотребнадзора имеют право осуществлять только лица, уполномоченные на размещение и предоставление такой информации.

В соответствии со ст. 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий представляет сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых им была размещена общедоступная информация, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Данные сведения представляются гражданским служащим – ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

Сведения о размещении информации в сети «Интернет» представляются гражданскими служащими – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным по форме, установленной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 № 2867-р «Об утверждении формы представления сведений о адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать».

Понятие общедоступной информации установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ). Согласно указанным положениям Федерального закона № 149-ФЗ под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома служащего или гражданина.

В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).

В целях обеспечения реализации положений ст. 20.2 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, единообразного применения указанных требований действующего законодательства, Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Непредставление сведений, предусмотренных ст. 20.2 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, препятствует поступлению гражданина на гражданскую службу, а гражданскому служащему – дальнейшему пребыванию на гражданской службе в соответствии с п. 12 ст. 16 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.

Целью сбора данных об активности в сети Интернет является обеспечение соблюдения гражданскими служащими правил профессиональной этики, минимизация коррупционных рисков.

Документ, определяющей политику в отношении обработки персональных данных

Политика конфиденциальности нужна, чтобы рассказать человеку на сайте, какие персональные данные о нём собирают и как защищают от утечки. В ней же пишут, какое действие считается согласием пользователя на сбор. Например, создание учётной записи или оформление подписки на рассылку. 

Часто в документ включают предупреждение о сборе cookies — обезличенных данных посетителя, которые используют Яндекс.Метрика и Гугл.Аналитика.

Политика конфиденциальности обязательна для предпринимателей, которые получают имена, телефоны, электронные почты и адреса людей через сайт. Это прямо сказано в п. 2 ст. 2 ст. 18.1 Закона 152-ФЗ. За отсутствие документа штрафует Роскомнадзор по ст. 13.11 КоАП.

Законодательство

Региональное законодательство

  • Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах …
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2003 №44 «О Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации»
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 №1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку и перемещение объектов для размещения информации в …
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга»
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 №40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства»

Предоставление информации пациенту перед медицинским вмешательством

В п.14 Правил указано, что информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи должна предоставляться по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Однако, это не совсем так, поскольку на основании ч.1 ст.20 Закона об охране здоровья необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Таким образом, указанная информация должна быть предоставлена пациенту не по его требованию, а в обязательном порядке как необходимое предварительное условие медицинского вмешательства.

Каким способом пациенту должна быть предоставлена информация о медицинском вмешательстве?

Согласно ч.7 ст.20 Закона об охране здоровья информированное согласие оформляется:

  • либо в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником,
  • либо в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Законодательство однозначно не указывает на то, в какой форме должна быть доведена до пациента сама информация о медицинском вмешательстве. С одной стороны, не запрещено сообщение всей необходимой информации в устной форме с последующим подписанием краткого информированного согласия. С другой стороны, при кратком оформлении информированного добровольного согласия в случае поступления жалоб пациентов медицинская организация окажется беззащитна, если документ:

  • не позволяет оценить полноту предоставленной пациенту информации как ключевого признака информированности согласия;
  • не позволяет оценить доступность формы предоставления пациенту информации как ключевого признака информированности согласия.

Исходя из этого, при кратком оформлении информированного согласия существует риск, что в спорной ситуации медицинская организация не сможет доказать факт информирования пациента о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

В настоящее время несоблюдение тех или иных правовых норм, связанных с правом пациентов на надлежащие информирование о медицинских услугах является одним из наиболее распространенных поводов для наложения надзорными органами на медицинские организации штрафов, а также для подачи претензий и исков к медицинским организациям со стороны пациентов. Последнее стало настолько частым явлением, что, по нашему мнению, заслуживает отдельного рассмотрения — прежде всего в аспекте необходимости выработки медицинской организацией мер защиты от «потребительского экстремизма». Под этим термином, скрываются, в частности, эпизоды, когда пациенты, прикрываясь «правом на надлежащие информирование», пытаются по явно надуманным причинам получить от медицинской организации (врача) получить материальную компенсацию. Подробнее тема возможных претензий пациентов, связанных с правами на информирование о медицинской услуге освещена в нашей статье «Претензии пациентов, связанные с нарушением их прав на информирование о медицинских услугах и способы защиты от таких претензий».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий