Трактор ДТ-20: ветеран сельского хозяйства

ДТ-75 – продолжение следует?

Официальным «наследником» самого массового гусеничного трактора стала его модернизированная версия ВТ-90 («Волгоградский трактор-90»), которая впоследствии, в немного видоизменённом состоянии,  получила торговое наименование «Агромаш-90ТГ». В серию данная машина так не пошла, и, учитывая полное разорение ВгТЗ, перспективы её производства остаются весьма туманными. Возможно, оно будет налажено на других предприятиях концерна «Тракторные заводы». Как, к примеру, производство военной техники (БМД и БТРД), которое было перенесено из Волгограда в Курган. Тем не менее, ознакомимся в общих чертах с особенностями трактора «Агромаш-90ТГ».

Последний из семейства ДТ-75

«Рестайлинг» основного советского гусеничного трактора произошёл уже в двухтысячные годы. ВТ-90, и практически он же – «Агромаш-90ТГ», является модернизированной версией ДТ-75, и в целом его конструкция повторяет легендарный трактор. Однако, во-первых, новая модель получила более современные двигатели:

  • А-41СИ-02 – усовершенствованный вариант А-41СИ Алтайского моторного завода. Этот дизель снабжён пневмокомпрессором, жидкостно-масляным теплообменником, бумажным воздухоочистителем. Мощность – 95 л./с.
  • Минский Д-245.5S2 – двигатель с турбонаддувом и системой промежуточного охлаждения воздуха. 110 л./с. мощности.
  • Sisu 44-DТA — наиболее современный (экономичный и экологически чистый, но при этом и более дорогой) мотор, который по финляндской лицензии выпускается на Владимирском моторо-тракторном заводе. Мощность – 94 л./с.

Трактор снова «перестал быть «почтальоном»: топливный бак на ВТ-90 расположен сзади, однако он не только не уменьшился, но и увеличился на сорок литров: с 260-ти до 300 л. Гидрораспределители (основной и муфты сцепления) перенесены с передней части трактора позади кабины, возле топливного бака. Масло теперь больше не попадает в кабину.

Кабина в «Агромаш-90ТГ» стала не только просторнее, но и на порядок комфортнее. Приборная панель лишена устаревших механических рычагов и масляных трубок, им на смену пришли электрические датчики. Основное и дополнительное (пассажирское) рабочие места оборудованы гораздо удобнее; в кабине сделали вторую дверь. Капот на «наследнике ДТ-75 стал не металлическим, а стеклопластиковым. Цвет трактора изменился с красного на синий.

ВТ-90, он же «Агромаш-90ТГ»

С ремонтом и запасными частями нет никаких проблем: новая модель имеет полную совместимость с классическим ДТ-75 второго поколения. Механизатор, знающий устройство предшественника, без труда может разобраться и в ВТ-90. Ну, а теперь, собственно, об устройстве самого ДТ-75.

Технические характеристики

  • Вес и габаритыМасса трактора ДТ 20 составляет 1500 кг., а габаритные размеры 2818×1300×1231 мм. Это позволяет без трудностей проводить работы на средних и крупных сельскохозяйственных участках.
  • ДвигательМотор для трактора ДТ 20 производился непосредственно на ХТЗ, что позволило снизить цену на трактор. Дизельный одноцилиндровый двигатель Т-20 имеет мощность в 20 лошадиных сил и отличается высокими эксплуатационными характеристиками, простым обслуживанием и экономичностью.

    Средний расход топлива составляет 200 г/л.с. за один час эксплуатации.

    Стартер запускается при помощи аккумулятора. Также предусмотрена система подогрева воздуха, благодаря чему нет проблем с запуском мотора при минусовых температурах.

  • Коробка передач КПП имеет 11 положений: 6 вперед и 5 назад, благодаря чему можно выбирать необходимую скорость под конкретный вид работ в диапазоне от 5,0 до 17,7 км/ч.
  • Ходовая и трансмиссияТрансмиссия трактора ДТ 20 находится в масляной ванне. Передача крутящего момента происходит при помощи дифференциала заднего моста. Передний мост дополнительно сбалансированный, что позволяет снизить вибрацию от неровностей рельефа.
  • Кабина и управлениеНаличие кабины в тракторе ДТ 20 не предусмотрено. Все рычаги управления находятся возле сиденья владельца и позволяют корректировать ход машины прямо во время эксплуатации.

Первый дизельный трактор

От предшественника, трактора СТЗ-НАТИ, ДТ-54 отличала пятискоростная коробка передач, что улучшило использование мощности при агрегатировании с прицепным оборудованием. Новый трактор расходовал на 30-40 % меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить до 10 тонн топлива на одну машину. Удалось достичь унификации свыше 70 % деталей нового двигателя со старым, что давало экономию в организации производства.

На тракторе установили четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-54, с вихрекамерным смесеобразованием, водяного охлаждения. Объем топлива, подаваемого в цилиндры, регулировался центробежным всережимным регулятором с корректором. Топливо проходило через два фильтра под действием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивал грубую очистку, фильтр для тонкой очистки представлял собой сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

Увеличить долговечность работы двигателя позволила тройная фильтрация масла: в металлическом ленточном фильтре, реактивной центрифуге и полостях шатунных шеек коленчатого вала. Воздух, поступавший в цилиндры, также проходил тройную очистку: в сухом центробежном и масляном пылеуловителях и в мокром сетчатом фильтре.

Пуск дизеля осуществлялся пусковым двигателем ПД-10 или ПД-1 ОМ. Использовался двухпозиционный декомпрессор. Значительно усовершенствована была ходовая часть трактора, применены торцовые металлические самоподжимные уплотнения. Все трущиеся части и подшипники были надежно закрыты, что исключало проникновение пыли

Особое внимание конструкторы обратили на улучшение труда трактористов: установили закрытую кабину и облегчили в 2,5 раза переключение рычагов рулевого управления

Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта. Машины выпуска 1953 года в Гла-зуновской МТС Сталинградской области, например, вырабатывали до замены деталей поршневой группы 3600-4000 часов. Опытные образцы новой машины успешно выдержали длительные и всесторонние испытания, проведенные в 1946-1948 годах под Армавиром и Ташкентом, и были утверждены к производству.

ДТ-14

Легкий колесный трактор, предназначенный для несложных сельскохозяйственных работ. Создан на основе бензиновой машины ХТЗ-7. На машине применялся 1-цилиндровый дизельный двигатель модели Д-14, который развивал мощность 14 л.с. Для запуска использовался бензин. В головке имелся механизм декомпрессии, позволявший избежать детонационного сгорания. Декомпрессор обеспечивал пониженную степень сжатия, после запуска и прогрева производился переход на дизельное топливо. Декомпрессор при этом отключался.

В 1957 году выпускалась модификация ДТ-14А, оснащенная электрическим стартером и электрооборудованием, рассчитанным на напряжение 12В. С осени 1957 года в серию пошла версия ДТ-14Б, которая позволяла производить запуск двигателя на дизельном топливе, без временного перехода на бензин. Трактор комплектовался гидравлической системой раздельного типа.

Двигатель и трансмиссия трактора применялась на самоходном шасси ДСШ, которое производилось в Харькове до 1961 года. Шасси использовалось для механизации сельскохозяйственных работ, а также в качестве транспортного средства.

На основе модели 14 был создан модернизированный ДТ-20, который производился до 1969 года. Эксплуатация тракторов прекращена, сохранившиеся и восстановленные машины можно увидеть в музее отечественных тракторов, находящемся в Чебоксарах.

МАССА

Трактор28000 кг
Общая масса (стандартной комплектации, с полной заправкой, SU-отвал, трехзубый рыхлитель, машинист)36000 кг

Преимущества * тракторы оснащены двигателями «Cummins», которые по уровню выбросов вредных веществ соответствуют самым жестким международным стандартам, предъявляемым в настоящее время к спецтехнике (Trier 3/ Stage III, Stage III A); * установлены монолитные алюминиевые радиаторы производства AKG Германия; * применение в радиаторной установке охладителей воздуха типа «воздух-воздух» и охладителей топлива повысило КПД двигателя, снизило уровень выброса вредных веществ в атмосферу; * установлены дополнительные топливные фильтры «Fleetquard» с функциями сепарации воды и подогрева топлива. Прозрачная крышка данных фильтров обеспечивает визуализацию индикацию срока службы фильтрующего элемента; * установлены современные жидкостные отопители «Эберспехер» для предпускового разогрева двигателя и кабины с автоматическим управлением. Их применение обеспечивает легкий запуск и увеличивает срок службы двигателя, а также приводит к уменьшению вредных выбросов в атмосферу; * на тракторах ЧЕТРА Т15, ЧЕТРА Т20, ЧЕТРА Т25 устанавливается, а на тракторах ЧЕТРА Т9 и ЧЕТРА Т11 будут устанавливаться в ближайшее время шестеренные насосы (с чугунным корпусом и косозубыми шестерными) . На тракторах ЧЕТРА Т9, ЧЕТРА Т11, ЧЕТРА Т15, ЧЕТРА Т20 применяются гидрораспределители, гидравлические и электронные джойстики, а также аксиально-поршневые регулируемые насосы (кроме ЧЕТРА Т9 и ЧЕТРА Т11) . На всех моделях тракторов применяются гидросистемы, чувствительные к нагрузке (LS системы), а на тракторах с гидроузлами — LUDV системы, позволяющие производить совмещенные операции независимо от нагрузки и скоростей операций; * на тракторах ЧЕТРА 11, ЧЕТРА Т20, ЧЕТРА Т25 внедрено электрогидравлическое управление трансмиссией, управление которой осуществляется контроллером и пультом, находящимся в кабине. Пульт управления имеет: * модульная конструкция всех узлов и систем; * трехточечная полужесткая подвеска с вынесенной осью качания тележек; * опорные и поддерживающие катки и направляющие колеса с одноразовой смазкой на весь срок службы с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус»; * гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач и двухступенчатой бортовой передачей, экономичный дизель; * мобильность (малый вес ЧЕТРА Т9 и габариты позволяют доставлять трактор к месту работ вертолетом и перевозить его на трейлерах); *кабины устанавливаются на гидроопоры, оснащены стеклопакетами, системой обеспечения микроклимата (кондиционеры и отопители), стеклоочистителями и омывателями, солнцезащитными шторами, аудиосистемами. В кабинах имеются мини-бары для охлаждения воды и напитков; * каркасные элементы ROPS-FOPS. Комплектация

Т-20.01ЯБ-1двиг. ЯМЗ, полусферический отвал
Т-20.01ЯБР-1двиг. ЯМЗ, полусферический отвал, рыхлитель однозубый
Т-20.01ЯБР-2двиг. ЯМЗ, сферический отвал, рыхлитель однозубый
Т-20.02ЯБР-1двиг. ЯМЗ, полусферический отвал, рыхлитель однозубый, электрогидравлическое управление
Т-20.01КБ-1двиг. Cummins, полусферический отвал
Т-20.01КБР-1двиг. Cummins, полусферический отвал, рыхлитель однозубый
Т-20.01КБР-1-01двиг. Cummins, полусферический отвал, рыхлитель трёхзубый
Т-20.01КБ-2двиг. Cummins, сферический отвал, рыхлитель однозубый
Т-20.01КБР-2двиг. Cummins, сферический отвал
Т-20.02КБР-1двиг. Cummins, полусферический отвал, электрогидравлическая система управления трансмиссией, радиатор AKG, рыхлитель однозубый

Назад в раздел

ДТ-12

Минитрактор ДТ-12 Cameo не имеет никакого отношения к машинам, разработанным в СССР. Под этим названием продается китайский малогабаритный трактор с дизельным мотором мощностью 12 л.с. при 2400 об/мин. Двигатель оснащен одним цилиндром с рабочим объемом 632 см³. Смазка дизеля принудительная, подача масла ведется из картера, который вмещает 1,5 л жидкости. Для запуска применяется электростартер или пусковая рукоятка.

Трансмиссия состоит из 1-дискового сцепления и механической 3-скоростной коробки передач. Сцепление связано с коробкой ременной передачей. Коробка оснащена дополнительным пониженным рядом, расширяющим возможности применения трактора. При движении по шоссе машина достигает скорости 23 км/час. Для остановки применены барабанные тормоза, расположенные на задней оси.

Трактор оснащается гидравлической системой, предназначенной для управления навесным оборудованием. На задней части машины имеется вал, служащий для привода сельскохозяйственного оборудования. Вал закрыт предохранительным металлическим экраном.

Над задними колесами располагается рабочее место оператора, оснащенное мягким сидением, регулируемым по расстоянию от педального узла. Навес и дуга безопасности конструкцией не предусмотрены. Рулевое управление механического типа оснащено редуктором червячного типа. Масса трактора ДТ-12 в снаряженном состоянии составляет 410 кг.

Электрооборудование трактора ДТ-14 — схема

Схема электрооборудования тракторов ДТ-14 показана на рисунке 66. Системы освещения и пуска трактора оборудованы приборами постоянного-тока. На тракторах первых выпусков для освещения применялся генератор переменного тока, который соединялся с фарами так же, как генератор трактора «Беларусь».

Рис. 66. Принципиальная схема электрооборудования и приборы трактора ДТ-14:1—электролампа 12В, 21св; 2—фара; 3—дистанционный термометр воды; 4—плавкая вставка ПВ-20А; 5—электролампа 12В, Зсв; 6—лампа контрольная; 7—амперметр постоянного тока (20—0—20 а); 8—манометр давления масла; 9—сигнал звуковой; 10—аккумуляторная батарея, 12В; 11—свеча; 12—выключатель освещения; 13—магнето; 14—реле-регулятор; 15—генератор.

Трактор ДТ-24 имеет такую же принципиальную схему электрооборудования, как и трактор ДТ-14.

Электрооборудование современных минитракторов выгодно отличается от выше рассмотренных, поэтому если хотите присмотреть например минитрактор Донг Фенг, который сейчас очень популярен, взгляните на сайт agromashtrade.ru

Разделы:

  • 10.1 Аккумуляторные батареи
  • 10.1.1 Сульфатация пластин
  • 10.1.2 Электрические характеристики аккумулятора
  • 10.1.3 Устройство аккумуляторных батарей
  • 10.1.4 Батарея 3-СТ-60-ЭМ
  • 10.1.5 Батарея 6-СТ-54
  • 10.2 Генераторы
  • 10.2.1 Принцип действия генератора переменного тока
  • 10.2.2 Генератор переменного тока Г-31-А2
  • 10.2.3 Генератор переменного тока Г-30-А2 и Г-45
  • 10.2.4 Принцип действия генераторов постоянного тока
  • 10.2.5 Генераторы постоянного тока Г-80 и Г-81
  • 10.3 Регулирование напряжения в генераторах постоянного тока
  • 10.3.1 Условия совместной работы генератора постоянного тока с аккумуляторной батареей
  • 10.3.2 Реле-регуляторы РР-80Б и РР-80
  • 10.3.3 Ограничитель тока
  • 10.3.4 Регулятор напряжения
  • 10.4 Электрические стартеры
  • 10.4.1 Устройство стартеров
  • 10.4.2 Регулировка стартеров СТ-80 и СТ-81
  • 10.5 Тракторные фары и выключатели
  • 10.6 Звуковой сигнал
  • 10.7 Амперметр и предохранители
  • 10.8 Уход за аккумуляторными батареями
  • 10.8.1 Проверка уровня электролита
  • 10.8.2 Проверка степени разряженности аккумуляторов
  • 10.8.3 Хранение аккумуляторных батарей
  • 10.8.4 Техники безопасности при работе с аккумуляторами
  • 10.9 Уход за генераторами постоянного тока и реле-регуляторами
  • 10.10 Проверка и регулировка реле-регуляторов
  • 10.10.1 Проверка реле обратного тока
  • 10.10.2 Проверка регулятора напряжения
  • 10.10.3 Проверка ограничителя тока
  • 10.11 Уход за стартерами СТ-80 и СТ-81
  • 10.12 Уход за приборами электрического освещения и проводами

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Описание сорта томата Снегирь

Трактор ДТ 20

Сегодня трактор ДТ 20 – это раритет, на котором в послевоенные годы развивалось сельское хозяйство. Машина 0,6 тягового класса выпускалась в 1958-1969 годах харьковским заводом.

Прототипом стала модель Дт-145, которая получила ряд усовершенствований: на двигатель установили новый картер и клапан сапуна стали изготавливать из резины.

Сам ДТ-20 в последствии изготавливался в 12 модификациях и за 11 лет было выпущено всего 248400 единиц.

Назначение

Основное назначение ДТ-20 — механизация земляных работ, повышение производительности и возможность освоения большого количества целинных земель.

На своем уровне трактор с этими задачами справился. Первые выпущенные трактора с металлическими колесами разбрелись по музеям многих городов.

Но, не будет лишним сказать, что даже в 2021 году остались работающие экземпляры.

Технические характеристики

Трактора ДТ 20 стали прототипом для современных машин. И на его базе были сконструированы новые модификации: ДТ-25, ДТ-75. Вес ДТ-20 1,56 тн, и сконструирован он в двух вариантах:

1. Завышенная конструкция для садовых работ:

  • длина 1,63-1,775 м;
  • высота по капоту 1,231 м;
  • просвет 0,515 м.

2. Низкая конструкция, для огородных работ:

  • длинна 1,423-1,837 М;
  • высота 0,308 м;
  • просвет 0,308 м.

Длина с навесной системой довольно компактная 2,8-3,0 метра.

Характеристики двигателя

Самая важная деталь – двигатель обладает характеристиками:

  • одноцилиндровый d-125 мм, ход поршня 140 мм;
  • мощность 13,2 кВт;
  • 4-тактный;
  • электрический стартер;
  • односекционный топливный насос с комбинированной системой смазки (под давлением и путем разбрызгивания);
  • усилие тяги 0,125-0,72 тн.

Важная особенность, которую можно отнести к факторам, повышающим сохранность машины – это установленное на маломощный двигатель водяное охлаждение принудительного типа, которое не дает двигателю нагреться в самую жаркую погоду.

Силовой агрегат развивает скорость в 3 режимах:

  1. Нормальном – 18 л.с. 1600 об/мин – 5-15,6 км/ч;
  2. Максимальном 1800 20 л.с. – 17,65 км/ч;
  3. Дополнительная передача используется для ВОМ 900 об/мин – 0,87 км/час.

Кабина

Кабина в конструкции не предусмотрена, что позволило инженерам сэкономить на металлоконструкции и остеклении, а также снизить нагрузку на грунт. Защитную функцию выполнял тент. Кресло жестко крепилось в раме, и в плане удобств не представляло никаких достоинств или преимуществ, даже минимальных.

Расход топлива

Одноцилиндровый двигатель самый экономичный в своем семействе, его расход составляет 200г/л.с*час. Расчетная продолжительность работы полного бака 45 литров – 12,5 часов.

Преимущества и недостатки

Даже в сравнении с современными машинами, можно найти преимущества в этой технике:

  • Водное охлаждение двигателя – машина не греется даже при интенсивной работе в жару;
  • Простота конструкции и высокая ремонтопригодность;
  • Использование целостных элементов конструкции, что устраняет риск поломки узла;
  • Использование сталей и чугуна с высоким запасом прочности.

Чем может комплектоваться

Трактор Т 20 изготавливался в различных модификациях, но тем не менее к нему могло поставляться и дополнительное оборудование:

  • опрыскиватели;
  • прицепные тележки;
  • сенокосилки;
  • плуги;
  • бороны;
  • окучиватели;
  • транспортировщик лозы.

Редкая гусеничная версия трактора ДТ 20

Стоимость

Несмотря на то, что эта модель снята с производства в 1969 году, некоторые экземпляры, хорошо сохранившиеся до наших дней, работают на приусадебных хозяйствах, выполняя в основном тяговую функцию.

Но, к сожалению, в продаже можно найти только неработающие модели, в качестве раритета по стоимости 10-12 тыс. рублей.

Аналоги

Если не вдаваться в исторические подробности, достойную замену трактору ХТЗ ДТ 20 сегодня можно найти. По своей мощности таким требованиям отвечают тяжелые мотоблоки и мини трактора. Существуют отечественные бренды, которые при конструировании подобной техники руководствуются наработками советской конструкторской базы.

Подходит такое время, когда фото трактора ДТ 20 мы сможем увидеть только в музее. Но эта техника стала одной из первых, которая позволила использовать машинный труд на полях и садах, она дала почувствовать, что нет предела совершенству ни в сфере механизации труда, ни в человеческих возможностях.

Трактор ДТ-20 0,6 тягового класса– это раритет советской промышленности. Но до сих пор встречаются работающие модели, полноценно выполняющие свои обязанности.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Достоинства и недостатки танка Т-100 ЛТ

Основной недостаток этого танка – откровенно слабая огневая мощь. На десятом уровне его показателей бронепробиваемости как основным, так и премиум снарядом явно недостаточно, а с точностью имеются определённые проблемы, что не позволяет нормально выцеливать уязвимые точки. Второй существенный недостаток – слабый обзор, а для данного класса техники это очень важный параметр.

В то же время, Т-100 ЛТ обладает массой преимуществ перед другими лёгкими танками:

  • Отличные показатели манёвренности;
  • Наличие хоть слабой, но все же брони, которая в некоторые моменты может спасти;
  • Великолепная маскировка.

Краткий обзор рабочих возможностей

  • Широко функциональный трактор ДТ-20 отлично зарекомендовал себя в обработке легких грунтов, уходе за зерновыми и техническими культурами, транспортировке по бездорожью тракторных прицепов грузоподъемностью до 3-х тонн.
  • Его конструкция оказалась настолько удачной, что трактор с минимальной модернизацией производился с1958 по 1969-й год. За это время с конвейера сошло 248400 машин. По проверенным сведениям, в частных хозяйствах незначительное количество этих машин эксплуатируется до настоящего времени.
  • Конструкция трактора предусматривает возможность ленточного привода стационарных агрегатов, используемых для очистки и сортировки зерна, подачи воды на поливные территории.

По сравнению с предыдущей моделью ДТ-14 выросла до 18 л.с. мощность двигателя, в значительной степени доработана трансмиссия и конструкция корпуса силовой передачи. Изменения коснулись элементов управления, в частности, для включения тормозных механизмов стала использоваться одна педаль.

Версия трактора ХТЗ ДТ-20В имела гусеничную ходовую часть с фрикционными механизмами поворота, смонтированными на полуосях ведущих звездочек. Технические возможности трактора расширены за счет разнообразия навесных агрегатов, регулируемой колеи задних и передних колес, наличия реверсного режима, возможности увеличения сцепной массы весом залитой в пневматики колес воды.

На базе 20-й модели были разработаны 5 версий, предназначенных для механизации трудоемких работ при выращивании низко- и высокорослых технических культур на плантациях с широкими и узкими междурядьями.

Несмотря на существенные различия колесных и гусеничных машин, по максимуму сохранилась традиционная для харьковских тракторов унификация ремонтного ассортимента. На практике это означает, что многие запчасти и агрегаты этих моделей взаимозаменяемые.

История трактора «ДТ-54»

«ДТ-54» стал первым советским массовым гусеничный универсальным трактором общего назначения, который был оснащён дизельным двигателем. В таких сельхозмашинах активно восстанавливающийся и развивающийся в послевоенные годы Советский Союз очень нуждался.

Дизельный мотор для трактора на Сталинградском тракторном заводе был создан ещё в начале 1930-х годов. Однако тогда он тогда не смог стать заменой керосиновому двигателю.

Первые дизельные моторы испытывали на тракторах «СТЗ-НАТИ». Это был прообраз будущей «54-ки». Работа над усовершенствованием и «доведением до ума» тракторного дизеля продолжилась и во время войны. А после неё была поставлена задача завершить эту работу в предельно сжатые сроки.

Музейный экспонат – предшественник «ДТ-54», трактор «СТЗ-НАТИ».

Смысл данной замены был более чем очевидным: дизельный трактор, показывая гораздо более высокие показатели мощности, расходовал на 30-40% меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить около десяти тонн топлива на одну машину.

Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта.

Переход на выпуск новой модели дизельного трактора происходил на сталинградском заводе без остановки производства. В течение 8-10 месяцев было спроектировано и изготовлено около 2,5 тысяч приспособлений, сотни моделей точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований всевозможного режущего, вспомогательного, мерительного инструмента.

А ещё – были реконструированы цеха, создан совершенно новый цех пусковых двигателей, введено в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, отремонтировано сотни станков, введён в строй мощный котел на ТЭЦ, с полным комплексом механизированной углеподачи; дополнительно приобретено 320 специальных станков и 540 станков универсальных, 5 тысяч тонн металла.

Потребовалась также колоссальная организационная работа. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и Сталинградском механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.

Один из памятников трактору «ДТ-54»

К концу 1949 года подготовка к производству новой модели была успешно завершена. 7 ноября 1949 года народ встречал на главной площади города колонну новых тракторов «ДТ-54». Досрочно выполнив 25 ноября годовой план выпуска трактора «СТЗ-НАТИ», завод уложил на ленты конвейера рамы новых, более совершенных сельхозмашин.

Переход завода на выпуск дизельных тракторов нового образца был осуществлён без остановки производства. Подобного примера не знала история как отечественного, так и мирового тракторостроения.

Примерно также развивались события и на Харьковском тракторном заводе, который в том же году запустил в серию трактор «ДТ-54».

В Харькове данную модель производили с 1949-го по 1961-й годы;в Сталинграде – по 1963-й год.

Третьим производителем «ДТ-54» стал Алтайский тракторный завод. Здесь данная модель трактора сходила с конвейера с 1952-го по 1979-й год. В общей сложности в Советском Союзе построили 957 900 единиц «ДТ-54».

Устройство техники

Чтобы поближе познакомиться с этим раритетным трактором необходимо остановиться на каждом рабочем узле машины более подробно.

Трактор ДТ-20

Ходовая часть

Трактор модели ДТ-20 оснащался ведущими задними и управляемыми передними колёсами. Использовалась полужёсткая подвеска, дополненная рессорой. Конструкция ходовой части позволяет изменять ширину колеи задних и передних колёс.

Чтобы изменить колею заднего моста, приходилось переставлять диски и обод колеса. С управляемыми колёсами всё было намного проще, конструкторы установили телескопическую переднюю ось.

Двигатель

Трактор ДТ-20 комплектовался четырёхтактным одноцилиндровым дизельным двигателем Д-20. Из особенностей этого агрегата можно отметить воспламенение горючего за счёт степени сжатия.

Мощность дизеля в базовой комплектации составляла 18 лошадиных сил. Этот показатель актуален при скорости вращения коленвала в 1 600 об/мин. На некоторых модификациях крутящий момент был увеличен до 1 800 об/мин.

Это способствовало увеличению мощности до 20 лошадиных сил. Основой для силовой установки послужил дизельный двигатель от предыдущей модели харьковских производителей – ДТ-14Б. Из нововведений стоит отметить:

  • новый картер и головку цилиндров;
  • клапан сапуна стал выполняться из резины.

Эти особенности позволили увеличить производительность двигателя и сделали его более экономичным в плане потребления топлива.

Трактор ДТ-20

Схема трансмиссии

Коробка передач механическая, оснащена поперечными валами и имеет четыре передачи. Все передачи, кроме одной, обладают реверсом. Передача без реверса работает при пониженной скорости вращения коленвала. Это даёт трактору необходимое усилие для работы с навесным оборудованием.

Поворотные механизмы монтировались в одном корпусе с коробкой передач. Механизм поворота выполнен в виде двухсателитного конического дифференциала. Между двигателем и системой трансмиссии устанавливается однодисковая муфта сцепления. Она совмещается с главной передачей при помощи жёсткого соединения разъёмного типа.

Технические характеристики:

Масса1 560 кг
Длина/ширина/высота3 038/1 310/1 438 мм
Колея, регулируемая1 100-1 400 мм
Давление на грунт0,046 килограмма на сантиметр квадратный
Установленная силовая установкаД-20
Расход горючего200 г/л час
Объём топливного бака45 л
Максимальная скорость движения17 км/час

Работа с навесным оборудованием

Трактор ДТ-20 оборудован гидравлической системой, которая отвечает за работу навесного и прицепного оборудования. Установленная гидравлика была раздельно-агрегатного типа. Подача гидравлической жидкости осуществлялась при помощи нерегулируемой шестеренчатой насосной станции.

За распределение жидкости отвечал золотник. Золотниковый распределитель, мог работать в четырёх режимах: нейтраль, спуск, подъём и плавающее положение. Управление распределителем осуществлялось из кабины водителя. Благодаря этому машина могла работать со следующими агрегатами и механизмами:

  • оборудование для подборки и транспортировки виноградной лозы – ЛНВ 1,5 и ПАВ 000;
  • приспособления для опрыскивания и опыления растений – ОНК-Б и ОШУ-50;
  • платформой ПВФ-0,5 и волокушей АВН-0,5.

Стоит уточнить, что это оборудование монтировалось на базовую модель ДТ-20. Последующие модификации могли оснащаться и другими агрегатами.

Трактор ДТ-20

Гидравлическая система

  • шестерёнчатый насос S1A6155 , производительностью 235 л/мин при 1750 об/мин
  • пятисекционный распределитель, состоящий из одной клапанной и четырёх золотниковых секций
  • максимальное давление срабатывания предохранительного клапана 20 МПа (200 кгс/см²)
  • заправочная ёмкость гидробака (бак сварной, приспособленный для механической очистки внутренних поверхностей) – 130 л
Секции золотниковПоложение золотников распределителяЧисло цилиндровДиаметр цилиндра х Ход поршня,мм х мм
Подъем отвалаподъем, нейтраль (удержание), опускание, плавающее2110 x 1200
Перекос отвалавправо, нейтраль, влево1160 x 310
Подъем рыхлителяподъем, нейтраль, опускание2160 x 530
Изменение угла резания рыхлителябесступенчатое переключение угла резания2160 x 415
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий