МТЗ-100: классический пример универсальной сельскохозяйственной техники

Назначение и особенности техники

«Беларус» является классическим примером универсальной сельскохозяйственной техники. Его возможности позволяют проводить вспашку почвы, обработку сельскохозяйственных культур, погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку. Трактор имеет тяговой класс 1,4. На него можно устанавливать различное навесное или прицепное оборудование.

Технические характеристики:

Габаритные размеры, мм4120х1970х2790
Мощность двигателя, (л.с/Вт)105/74
Максимальная скорость, км/ч35
Грузоподъемность навесной системы, кН30
Агротехнический просвет, мм645
Продольная база, мм2500
Конструкционная масса, т3,750
Вместимость топливного бака, л156
Расход дизтоплива, г/кВт час242

Каркас «Беларуса-100» представляет собой полураму, в передней части которой установлен двигатель. Сзади он жёстко смонтирован с блоком сцепления. Перед двигателем на брусе расположен гидроусилитель руля и блок охлаждения, состоящий из водяного и масляного радиаторов.

С задней стороны блок сцепления смонтирован с коробкой передач и задним мостом. Дополнительное оборудование: привод насосов отбора мощности, гидроходоуменьшитель, сумматор – размещено на блоках сцепления и КП.

Модели среднего класса

В этот раздел тракторов МТЗ попали следующие модели:

  • модели 320, 321;
  • модель 422;
  • модель 622;
  • модель 892;
  • модели 920, 921, 922;
  • модель 952.

В этом классе модели имеют мощность двигателя от 36 до 89 лошадиных сил. Помимо двигателей средней мощности модели также укомплектованы эффективной системой освещения. Фары системы расположены как спереди модели, так и сзади.

Большое количество фар обеспечивает комфортную работу в темное время суток.

В качестве пускового устройства в моделях используется электрический стартер. Работа системы освещения осуществляется от генератора.

МТЗ 320

Основные технические показатели модели:

  • мощность 36 л. с;
  • максимальная скорость 13,37;
  • трансмиссия механическая;
  • масса 1650 кг.

МТЗ 952

Основные технические показатели модели:

  • мощность 89 л. с;
  • рабочий объем 4,75 л;
  • емкость топливного бака 130 л.

Зимой на колеса модели можно надевать цепи противоскольжения. Такая хитрость позволит трактору справиться с поставленной задачей при сильном обледенении и снежных завалах. Помимо этого отечественные умельцы смогли установить на модель самодельный погрузчик на заднюю навеску.

Трактор модель 422

Универсальная и компактная модель, которая очень востребована в малых и средних фермерских хозяйствах. Основные технические характеристики:

  • мощность 49,8 л. с;
  • число цилиндров 4 шт;
  • объем топливного бака 95 л.

В модели установлен генератор мощностью 65 А. Запуск выполняется при помощи стартера, который приводится в работу от напряжения 12 В.

Трактор МТЗ 622

Заднеприводная модель с колесной формулой 4х4 имеет следующие технические характеристики:

  • мощность 62, 5 л. с;
  • дорожный просвет 390 мм;
  • объем топливного бака 95 л;
  • масса 2,4 т.

Модель оснащена комфортабельной кабиной, которая обеспечивает водителю простое управление трактором.

Трактор модель 920

На сегодняшний день это самая продаваемая модель на отечественном сельскохозяйственном рынке. К основным параметрам модели стоит отнести:

  • мощность 81 л.с;
  • рабочий объем 4,75 л;
  • объем топливного бака 135 л;
  • масса 4,1 т.

Модель укомплектована надежным и производительным четырехтактным двигателем.

https://youtube.com/watch?v=gduoE5U85Z4

Как завести трактор МТЗ-82 – пособие для начинающих

Отличительной особенностью трактора МТЗ-82 является простота его запуска. Эта процедура не требует наличия особых навыков.

Как свидетельствует руководство по эксплуатации, запуск агрегата выглядит следующим образом:

  1. Сначала нужно проверить количество и состояние масла в картере и трансмиссии, а также уровень горючего в баке и количество хладагента в радиаторе агрегата;
  2. После этого нужно перевести рычаг стояночного тормоза трактора в положение «Включено»;
  3. Далее потребуется установить рычаг КПП агрегата в нейтральное положение. При этом рычаг управления редуктором должен быть переведен в крайнее переднее или крайнее заднее положение;
  4. После этого рычаг управления ВОМ трактора следует перевести в положение «Включено»;
  5. Далее необходимо включить переключатель массы;
  6. Затем потребуется установить рычаг подачи горючего в среднее положение;
  7. После этого необходимо выжать педаль сцепления, повернуть ключ пускового механизма и подержать его в таком положении до запуска двигателя. При этом держать ключ необходимо не более 15 сек;
  8. Во время этого на приборной панели загорится контрольная лампа, и, после запуска мотора, погаснет;
  9. В случае, если двигатель трактора не завелся, то повторить процедуру запуска агрегата можно не ранее, чем за 40 сек.

Выполнив все эти действия строго в указанном порядке, фермер сможет завести двигатель трактора без вреда для его основных движущихся механизмов, и начать дальнейшую эксплуатацию машины.

Трактора тягового класса 1,4 КН

Машины данного тягового класса являются самым популярными в народном хозяйстве стран бывшего союза, составляют самую обширную линейку модельного ряда и успешно конкурируют на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Трактора агрегатируется с различным навесным оборудованием с механическим и гидравлическим приводом, обеспечивая использование данных моделей в самом широком спектре работ. Первая техника вышеуказанного тягового класса МТЗ 50(52) стала основой для выпуска целой серии моделей.

Трактора МТЗ 80-82 с начала своего выпуска, включая свои специальные модификации МТЗ 80Х МТЗ 82Н, по сегодняшний день претерпели ряд технических обновлений, включая установку модернизированных двигателей Д 242, Д 243, Д 244, Д 245 и разновидностей конструкций КПП с постоянным зацеплением шестернёй и гидроуправляемым включением передач. Результатом глубокой модернизации МТЗ 80(82) является трактор марки МТЗ 100 и, МТЗ 102 соответственно, выпускаемый с 1984 года. Дальнейшее расширение модельного ряда тракторов данного класса обеспечило способность конкурировать на внешних рынках и соответствовать мировым стандартам учитывая развитие технологий.

Модель трактора МТЗМощность л/сДвигатель Диапазон скорости км/ч,

КПП вперёд/назад

180.182 Д 2431,9-34,5

18/4

282.182 Д 2431,9-34,5

18/4

39090 Д 243.11.94-34,3

18/4

49290 Д 243.11.94-34,3

18/4

5 92П89 Д 245.52,15-15,5

9/8

6 92П газодизель78ГД  243-13218/8
7 100(102)100 Д 2451,9- 35

16/8

8 62,2Lombardini LDW 2204T1,23-36,8

16/8

9 51057 Д-2441,45-26,8

9/2

10 51257 Д-2441,45-26,8

9/2

11 52062 Д-2421,45-26,8

9/2

12 52262 Д-2421,45-26,8

9/2

13 57057 Д-2421,45-26,8

18/4

14 57257 Д-2421,45-26,8

18/4

15 592.264.6 Д-242С1,45-26,8

14/4

16 82 Д-243.С1,9-34,3

18/4

171220.1122,4 Д-245.2S22,19-40

16/8

18 1221.2130 Д-243.С2,1-33,8

16/8

19 1221.2 газодизель123МТ05.14-50(Sinomach)2,1-33,8

16/8

201221.3131,7 Д 260.2S21,54-35

16/8

21 1221.2 сжиженный газ140 ГД 260.2-8461,54-35

16/8

2290084,3 Д245.43S22,78-39,9

14/4

231222.4136Д-260.2S3А1,98-39,44

16/8

241222.5136 

Д-260.2S2

2,02-36,6

16/8

2592189 Д-245.51,8-35

18/4

26 92081 Д-2432,4-34,3

14/4

27920.384,3 Д245.43S22,78-39,9

14/4

28920.484,3 Д245.43S3А

Д245.43S3АМ

2,78-39,9

14/4

29 92395Д-245.5S21,8-38

14/4

30 95289 Д-245.5С2,1-30

14/4

31 89289 Д-245.52,6-33,8

18/4

32 82081 Д-2431,9-33,4

18/4

33 1021105 Д-2452,6-36,6

14/4

341021.3110 Д-245S22,6-36,6

14/4 синхронизированная

20/6 гидромеханическая

351021.4110 Д245S3А Д245S3АМ2,6-36,6

14/4 синхронизированная

20/6 гидромеханическая

361021.5110 Д245S3В2,6-36,6

14/4 синхронизированная

20/6 гидромеханическая

371021.6110 Д-245S42,6-36,6

14/4

38 1025 базовая105 Д-2452,3-37

14/4

391025.5110 Д-245S3В2,3-36,6

16/8

Технические характеристики

Основные параметрыЗначения
силовой агрегатGX390 (Хонда), бензин
масса, кг650
дорожный просвет, мм280
база, мм1125
радиус поворота при минимальном размере колеи, м2,5
номинальная мощность, кВт (л.с.)8,7 (11,8)
удельный расход топлива, г/квт.чне более 313
габаритные размеры, ммдлина — 2450, ширина — 980, высота — 1350

Конструкция и габариты

Белорусский трактор построен по безрамной компоновке. То есть, картеры переднего и заднего мостов, корпус коробки передач и являются несущей платформой всего трактора. Среди конструктивных машины — это использование всех четырёх колес одинакового размера. Среди главных преимуществ такой конструкции — простота, унификация и удешевление в эксплуатации. Все версии «Беларус-152» имеют безкабинную компоновку. Таким образом тракторист подвержен всем природным стихиям.

Все органы управления, панель приборов, рулевое колесо и пр. выполнены пыле- и влагозащищенными, так что машина, в принципе, не боится внешних осадков. Но мы все жё рекомендуем по возможности хранить колесный трактор в гараже, под навесом, или за неимением «крыши» для сельхозтехники хотя бы на период невзгоды накрывать его тентом, или брезентом.

«Беларус» поставляется с завода с дугой, которая призвана защищать водителя при переворачивании, а также от веток и пр. Благодаря низкому центру тяжести перевернуть машину будет трудно, но элемент пассивной безопасности, предусмотренный заводом-изготовителем, лишним не будет, и его игнорировать не стоит.

Минитрактор имеет очень скромные габариты: длину в 2450 мм, ширину — менее метра, и высоту без дуги — на уровне 1350 мм. В сочетании с минимальным радиусом поворота в 2,5 метра мы получаем очень маневренный аппарат. Эта характеристика особенно ценна в коммунальной сфере — при уборке тротуаров и узких дорог от снега, вывозе мелкого мусора, поливе клумб и пр.

Вам будет интересно почитать также обзор трактора МТЗ-320, технические характеристики и описание.

Двигатель

На МТЗ-152 безальтернативно устанавливается очень простой и надёжный бензиновый двигатель японского производителя Honda, модели GX 390. Для упрощения конструкции он имеет воздушное охлаждение, смазывание двигателя маслом методом разбрызгивания, а также карбюраторную систему подачи топлива в единственный цилиндр. Одновременно с этим трактор снабжён электростартером, что упрощает пуск мотора и эксплуатацию в целом.

Чтобы максимально сохранить двигатель от попадания в него пыли, на двигателе установлена двойная система очистки воздуха: первым идёт бумажный сменный фильтр, а за ним — поролоновый, который можно периодически мыть и продувать сжатым воздухом. Несмотря на небольшую мощность, всего 12 л. с. и рабочий объём в 389 кубических сантиметров, трактор имеет максимальную скорость переднего хода в 18,5 км/ч и заднего — на уровне 14 км/ч. В рабочем диапазоне удельный расход топлива не превышает 310–315 грамм на 1 кВтч.

Характеристики трансмиссии

Детальней о коробке передач и переднем и заднем мостах.

Коробка передач

На минитракторе установлена механическая коробка передач, которая имеет четыре ступени вперёд и три передачи заднего хода. Трансмиссия имеет синхронизаторы, так что пользоваться машиной сможет даже не самый опытный водитель. Рядом с рычагом трансмиссии установлен рычаг подключения переднего ведущего моста.

Передний и задний мосты

По умолчанию весь крутящий момент от двигателя передаётся на заднюю ось. При необходимости тракторист может принудительно активировать межколёсную блокировку на заднем мосту рычагом на панели управления. Эта функция полезна при выполнении различных операций в поле, или при передвижении по раскисшему грунту. Если и этого покажется недостаточно, то можно принудительно подключить передний мост.

Вал отбора мощности, гидросистема и рулевое управление

Трактор снабжён гидросистемой, в которой установлен насос с приводом от силового агрегата производительностью до 8 литров в минуту. Вал отбора мощности выведен только за заднюю ось, и предназначен для подключения навесного оборудования с максимальной грузоподъемностью до 200 кг. По умолчанию минитрактор имеет рулевое управление без усилителя, но в качестве опции машину можно дооборудовать гидроусилителем руля.

Тормозная система и электрика

Тормоза у трактора — дисковые, которые действуют только на заднюю ось машины. Дополняет их и ручной механический тормоз, который имеет собственный привод, действующий также на заднюю ось. Электрика «Беларуса» имеет напряжение в 12 Вольт. Среди дополнительного оборудования — системы переднего и заднего освещения, указатели стопов, поворотов и габаритная световая сигнализация.

Самые известные модификации белорусского трактора

Модель МТЗ-82 входит в число универсальных тракторов. Помимо этого, она сыграла роль базовой для производства агрегатов более узкого назначения, которые создавались под конкретные задачи на производстве и других сферах. Среди таких моделей необходимо выделить:

МТЗ-82.1

Эта модель комплектовалась просторной кабиной, упрощенной схемой переключения передач.
В конструкцию трактора входил модернизированный отвал. Схема электрическая трактора считается гораздо надежнее, чем у аналогичных агрегатов;

МТЗ-82Р

Агрегат предназначался для эксплуатации на рисовых полях. Он оборудовался доработанным устройством сцепления. Перед тем, как управлять трактором, требовалось настроить трансмиссию.

Такого рода подготовка помогала улучшить производительность машины;

МТЗ 82Н

Данная модель эксплуатировалась на площадях с уклоном, угол которого не превышал 8 градусов. Для этого трактор оснащался модернизированным ВОМ, и уменьшенными в диаметре колесами.

Трактор снабжался доработанной системой охлаждения.

МТЗ-82К

Он использовался, преимущественно, на горной местности, где мог эксплуатироваться в паре с куном и прицепом. Мощный аккумулятор и переделанный задний мост помогали агрегату показывать высокую устойчивость на разных грунтах, независимо от рельефа.

Существует еще несколько различных модификаций трактора, однако они, по тем, или иным причинам, так и не смогли закрепиться на рынке.

Видео МТЗ 100

МТЗ-100 является продуктом Минского тракторного завода. «Беларус-100» используется для выполнения различных сельскохозяйственных работ с применением прицепных, полунавесных и навесных машин и орудий. Также модель эффективна в агрегате с экскаваторами, ямокопателями, бульдозерами и погрузчиками при выполнении трудоемких работ. МТЗ-100 нашел свое применение как привод стационарных машин промышленного или сельскохозяйственного назначения, в транспортных, погрузочно-разгрузочных и уборочных работах.

Данная модель рекомендована для 1-19 зон использования.

МТЗ-102 является доработанной версий МТЗ-100, отличающейся наличием переднего ведущего моста. Модель используется для выполнения схожих функций, но в более сложных условиях.

Это интересно: Конструктивные особенности и характеристики минитрактора МТЗ-082: рассказываем обстоятельно

Технические характеристики

  • Номинальная мощность дизельного мотора 100 л.с.
  • Предельная скорость передвижения 34,3 км в час.
  • Показатели габаритов корпуса 412 х 197 х 279 см.
  • Межосевое расстояние между колесными парами 250 см.
  • Собственная масса 3 тонны 750 кг.
  • Регулировать ширину колеи можно для обеих пар колес: задняя колея корректируется от 140 до 210 см, передняя колея от 125 до 185 см.
  • Показатель клиренса 64,5 см.
  • Передачи КПП: передних 24 штуки, задних 8 штук.

Компоновка

Кабина МТЗ-100 расположена над задним мостом машины. Двигатель же установлен на переднем брусе, а его надежная фиксация осуществляется с помощью опоры шарнирного типа. Кстати, там же расположен гидроусилитель руля и радиаторы системы смазки и охлаждения. Вообще, основными элементами трактора являются:

  • Полурама.
  • Корпус сцепления.
  • Мост.
  • Коробка переключения передач.

Кроме того, есть техническая возможность сопряжения трактора с боковым валом отбора мощности, предпусковым подогревателем или же приводным шкивом. Также с целью обеспечения требуемой проходимости машины вполне возможно установить трактор на гусеничный ход.

Двигатель

В базовой комплектации заложен дизельный мотор на 4,75 литра, наименование Д-245. Размер мощности при средней нагрузке 73,5 кВт. Двигатель весьма экономично потребляет топливо. Вырабатываемый ресурс мотора увеличен по сравнению с прошлой модификацией в два раза. Этому поспособствовала установка шатунно-поршневого механизма. Тяговые показатели мотора высоки – они позволяют трактору тянуть за собой грузы до 2 тонн. Запускается мотор после включения стартера 243708.

  • Количество рабочих цилиндров – 4 штуки.
  • Цилиндр сделан в корпусе диаметром 11 см.
  • Масса мотора без масла 430 кг.

Топливо

В бак трактора можно поместить 156 литров дизельного топлива. За рабочий час машине требуется сжигать 18 литров жидкости.

Трансмиссия

Компоновка трансмиссии МТЗ-100 состоит из механической коробки передач с гидравлическим механизмом переключения, заднего моста, понижающего редуктора, сцепления. Всего предусмотрено 24 передачи: 16 переднего и 8 заднего хода.

Ходовая часть

Ведущий мост МТЗ-100 задний. Задние ведущие колеса крепятся резьбовым соединением к ступицам полуосей заднего моста, передние устанавливаются на ступицы поворотных цапф.

В зависимости от выполняемых аграрных задач, имеется возможность регулировки ширины колеи. Диапазон установки задних колёс составляет 1400-2100 мм, передних – 1300-1850 м. Регулирование колеи позволяет работать в различных междурядьях от 0,45 до 0,9 и более.

Положение выдвижных кулачков устанавливается с интервалом 50 мм. Таким образом, для ассиметричного расположения колёс относительно продольной оси возможен шаг регулировки 50 мм, для симметричного – 100 мм.

На задние колеса монтируются автопневматические шины небольшого давления размером 15,5 -38, на передние – 9-20. Для обеспечения проходимости на мягких грунтах имеется возможность установки трактора на полугусеничный ход.

Навесное оборудование для трактора МТЗ 82

МТЗ 82 является универсальным трактором на который можно навешивать разнообразное сельскохозяйственное и коммунальное навесное оборудование:

  • Погрузчик ПКУ-0,8 с ковшом 0.6 м (панели навески, гидравлика, ЗИП);
  • Погрузчик ПКУ-0,8 с ковшом 0.8 м (панели навески, гидравлика, ЗИП);
  • Ковш 0.6 м (ПКУ-0,8);
  • Ковш 0.8 м (ПКУ-0,8);
  • Вилы для леса ПКУ-0,8;
  • Вилы для рулонов ПКУ-0,8;
  • Вилы для сена и силоса ПКУ-0,8;
  • Отвал (задний);
  • Отвал передний прямой;
  • Отвал передний ОБН-1;
  • Отвал передний ОБН-2П;
  • Грабли ГВВ-6;
  • Ковш 0.6м на Атлант;
  • Ковш 1.5м на Атлант;
  • Погрузчик ПФ-1П без рабочих органов;
  • Ковш 0,6 м на ПФ-1П;
  • Ковш 1,0 м на ПФ-1П;
  • Вилы для леса (ПФ-1);
  • Штабелер (ПФ-1);
  • Вилы для рулонов (ПФ-1);
  • Вилы для сенажа (ПФ-1); и т.д.

Фото навесного оборудования на трактора МТЗ

Кроме выше перечисленного навесного оборудования применяемого на тракторах МТЗ 82, данный агрегат может работать полноценным экскаватором.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий