Описание и технические характеристики комбайнов Нива СК-5 и СК-5М

Введение

Зерноубо́рочный комба́йн

— сложная зерноуборочная машина (жнея-молотилка), выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба, подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.

Одна из важнейших сельскохозяйственных машин, способная выполнять сразу несколько различных операций. Например, зерноуборочный комбайн срезает колосья, выбивает из колосков зёрна и очищает зёрна струёй воздуха. Сложная машина выполняет функции трёх простых — жатки, молотилки и веялки.

К зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры.

Недостатки

На фоне всех положительных качеств существуют и минусы, которые в значительной степени усложняют использование зерноуборочного агрегата. Главный недостаток – это рабочий орган вариатора. Ременной привод не позволяет выполнить плавный ход по относительно мягким грунтам, с полным бункером. Особой надежность не может похвастаться и система навесного оборудования жатки.

Во всем остальном – хороший комбайн для тех фермеров, которые хотят приобрести недорогую, но при этом проверенную технику с простым обслуживанием.

` reviewsOverall ` / 5 Пользователей (1 Оценка)

Надежность

Удобство и комфорт

Ремонтопригодность

Ходовые качества

Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Проверенный отзыв

{` review`.`rating_title `}

Показать еще {{ pageNumber+1 }}

«Нива» СК-4


Комбайн СК-4 от бренда «Ростсельмаш» — легендарная самоходная машина, в прошлом лауреат международных конкурсов и выставок. Собирался в период 1962-1974 гг. конструкторами в г. Таганроге. Имеет классическую для клавишных комбайнов конструкцию, заложенную в ее предшественнице – базовой модели СК-3. Схема его внутреннего устройства изображена на рисунке ниже.

Особенности:

  • 4-тактный мотор с прямым впрыском дизеля и радиаторным охлаждением;
  • 2-дисковое сцепление;
  • двухходовое устройство КПП – комбайн может перемещаться в одной из 4 скоростей, где 3 из них – для прямого хода;
  • тормозные шкивы промежуточного и приводного вала, которые позволяют переключать скорость с выключенным сцеплением;
  • объемная молотилка;
  • возможность регулировки рабочих органов в процессе движения комбайна;
  • модернизированный соломотряс;
  • гидравлическое управление большинством деталей и ущлов, включая жатку, мотовило, подборщик;
  • передача оборотов мотора на шкивы – через ходовой вариатор;
  • рулевое управление, осуществляемое через вал и конические шестерни.
  • жатка с башмаками копирования рельефа, которые через регулировку высоты среза препятствуют деформации мотовила и др. элементов жатки;
  • эксцентриковое мотовило, защищенное от перегрузок;
  • управление жаткой с помощью боковых гидроцилиндров;
  • чугунные зубья режущих деталей со стальными вкладышами;
  • усложненный процесс замены основной жатки на альтернативную.

Технические характеристики комбайна СК-4:

  • Тяга – 56 кВт;
  • Жатка – до 5 м;
  • Топливный бак – 0,14 м3;
  • Расход дизеля – 0,218 кВтч;
  • Диаметр дробилки – 55 см;
  • Размер клавиши соломотряса – 3,64 м;
  • Зерноприемник – 1,8 т;
  • Масса – 6,28 т.

Основными недостатками данной модели считают ее низкую производительность и небольшую мощность, которая подойдет для домашних фермерских хозяйств.

Покупка комбайна «Нива» СК-5: особенности выбора

Подавляющая часть этих комбайнов, уже довольно таки почтенного возраста, и это не может не отражаться на их состоянии. Поэтому в первую очередь смотрим на состояние рамы и прочих элементов конструкции, гнилая машина – это множество проблем в будущем.

Из механизмов осмотрите: состояние барабана, открыв боковые лючки он прекрасно просматривается на сквозь, можно оценить состояние бичей молотилки и подбарабанья; осмотреть снизу элеваторы, не должно быть значительной коррозии; оценить состояние двигателя и приводных ремней.

На вторичном рынке цена на комбайны «Нива» начинаются примерно со 100 тыс. все что ниже, так или иначе разукомплектовано. Цена свежего комбайна приблизительно 1,3-1,4 млн. руб.

Особенности уборки колосовых растений комбайном СК-5 «Нива»

При прямом комбайнировании уборка совмещается с обмолотом. Такой способ применяется в южных областях (Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Ростовская и другие области юга России). Скашивание выполняется специальной косилкой, установленной на раме жатки.

Общий вид жатки с косилкой. Видно мотовило с приводом и косилка

Жатка не просто висит на раме комбайна. При скашивании зерновых она опирается на копирующие башмаки. Тогда высота среза по всей ширине остается постоянной. У башмаков разная высота от 50 до 180 мм. Используя специальные пружины, добиваются определенного усилия давления башмака на почву.

Особенности устройства жатки

Устройство жатки следующее:

  1. Мотовило приподнимает полегшие стебли. Оно вращается в эксцентриковом механизме привода. Такое сложное движение лучше приподнимает полегшие хлеба.
  2. Режущий аппарат – это пальцевый брус с одинарными пальцами. К ним приклепаны противорежущие пластины. Шарнирно-телескопическая передача приводит в движение нож.
  3. Шнековый транспортер смещает срезанную массу к центру.
  4. Пальцевый механизм, расположенный в центре направляет хлебную массу на наклонный транспортер.
  5. Наклонный транспортер осуществляет подачу зерновых на молотильно-сепарирующее устройство, размещенное внутри комбайна.
  6. Подборщик используется при раздельном комбайнировании, когда выполняется скашивание в валок, а через несколько дней подбор молотьба хлеба.

Типы жаток, используемых на комбайне СК-5 «Нива»

Комбайн СК-5 «Нива» оснащается разными типами жаток.

Тип жаткиШирина захватаУбираемые сельхозкультуры и вид уборки
ЖВН-6А6Пшеница, рожь, ячмень, овес при прямом комбайнировании
ЖШН-66Пшеница, рожь, ячмень, овес при раздельном комбайнировании, формирует валок, в котором колосья размещаются в верхней части
ЖНС-6-12Пшеница, рожь, ячмень, овес при раздельном комбайнировании, формирует валок, в котором колосья размещаются в верхней части. Один валок формируется с двух проходов комбайна
ЖВР-1010Скашивание изреженных хлебов
ЖРБ-4,24,2Бобовые и крупяные культуры, семенники трав, полеглые стебли, зеленый горошек, гречиха.
ЖНУ-44Бобовые культуры, рис, семенники трав, гречиха
ППК-44Уборка кукурузы
КМС-44Уборка кукурузы

Общий вид жатки ППК-4, используемой для уборки кукурузы. Видны специальные колосники, направляющие стебли кукурузы на наклонный транспортер

Возможные ошибки при скашивании зерновых:

  1. Неправильный подбор скорости вращения мотовила. В результате верхняя часть отбрасывается сильно вперед, что нарушает условия резания стеблей. Регулирование выполняют на ходу, внимательно наблюдая за ходом процесса уборки.
  2. Использование жаток ЖВН-6А или ЖШН-6 на разреженных хлебах. Получаемый валок имеет слишком малую удельную массу. Производительность на обмолоте крайне низкая.

Подборщик для жаток бывает двух типов: барабанный и полотенно-транспортерный подборщик.

Барабанный подборщик имеет барабан длиной 3 м. Пальцы барабана подают массу на шнек, а затем она перемещается на наклонный транспортер.

Полотенно-транспортерный подборщик – это резинометаллическое устройство, осуществляющее сбор и подачу массы на транспортер наклонного типа. Наибольшее распространение получил полотенно-транспортерный подборщик.

При регулировке режима работы полотенно-транспортерного подборщика устанавливают скорость на 20-30 % выше линейной скорости движения комбайна.

Жатки зерноуборочных комбайнов отечественного производства взаимозаменяемые, поэтому поиск комплектующих можно производить не только для СК-5, а также и для других комбайнов, например, «Енисей – 1200».

Ошибка при регулировке скорости работы подборщика – это слишком высокая скорость по отношению к линейной скорости сельхозмашины (более 30 %). Это ведет к разрыву валков и выбиванию зерна раньше поступления на молотильно-сепарирующий аппарат.

Наклонный транспортер является неотъемлемым элементом жатки. Его планки перемещают хлебную массу по плоской поверхности корпуса, направляя ее в молотильно-сепарирующее устройство.

Зерноуборочный комбайн Нива СК-5

Данная модель зерноуборочного комбайна предназначена для уборки злаковых культур. Машина подойдёт для работы в зонах так называемого рискованного земледелия. Техника идеально справляется со своей задачей даже на полях с небольшим уровнем урожайности.

Преимуществами комбайна являются:

  • Компактный размер и относительно небольшой вес, которые позволяют использовать технику на небольших и средних по размеру полях, в том числе со сложными горизонтальными границами.
  • Высокая производительность зерноуборочного комбайна, которая обусловлена наклонной камерой и транспортером. Последний элемент подаёт зерно в накопительный бункер с минимальными потерями.
  • Высококачественная очистка зерна осуществляется соломотрясом, который снабжен системой возврата недомолоченной массы.
  • Комфортные условия для водителя создают кондиционер, система отопления, звуковая и вибрационная изоляция.

Лёгкость управления и маневренность обеспечивается применением гидростатической приводной системой.

Возможность установки элементов, которые способны выполнять ряд операций с соломой, остающейся после уборки злаковых культур.

Имеются у комбайна и недостатки:

  • Высокая степень износа приводных ремней.
  • Сложная система установки жатки обусловливает трудоёмкий процесс сервисного обслуживания.

Фото экскаватора Нива СК-5

Ходовая часть

Эта группа узлов включает в себя 2 моста: ведущих колес и управляемый.

Конечно, первый сложнее по конструкции. Он скомпонован из:

  • коробки передач;
  • муфты сцепления;
  • дифференциала;
  • блока с тормозом;
  • 2 бортовых редукторов;
  • непосредственно колес.

Коробка передач популярного комбайна модели «Нива» СК-5 — трехступенчатая, оснащена 3 валами и комплектом шестерен, 2 из них сделаны подвижными (как каретки) и крепятся на приводной вал.

Первая «прихватывает» первую передачу, а вторая — вторую и третью скорости. После включения передачи «свободные» шестерни блокируются специальным механизмом.

На приемный шкив приводного вала коробки ставится ведомый диск муфты сцепления, тогда как выжимной при помощи 12 пружин поджимает его к внутренней стороне шкива. Если сцепление выключается, муфта освобождает ведомый диск и перенаправляет вращение на КПП.

  • жесткой балкой;
  • поворотными кулаками;
  • трапецией в блоке с гидроцилиндром;
  • колесами.

Колесные полуоси держатся в торцах балки посредством шкворней и шарниров. На самих полуосях коническими подшипниками прикреплены ступицы.

На всех модификациях комбайна установлен клиноременной привод. Проще говоря, момент от мотора передается на шкив коробки передач ремнем, а управляется весь этот процесс при помощи вариатора.

Эта система, смещая диск ведущего блока, перемещает ремень по шкиву, тем самым меняя ширину ручья. Сам ремень при этом съезжает поглубже либо выводится «на кромку» (тогда диаметр увеличивается). Работа механизма регулируется золотником гидрораспределителя, ручка от которого выведена в кабину. Чтобы дать полный ход, ее переводят до упора вперед, а для сброса скорости — отводят назад.

Кабина и рулевое управление

По части комфорта «Нивы» подтянулись до современных требований

За счет новых материалов обивки лучшей стала звукоизоляция, да и находиться внутри стало немного комфортнее — на прежних версиях комбайнер находился, по сути, в нагретой железной коробке с неважной вентиляцией. На новых же машинах предусмотрен кондиционер (правда, в качестве опции)

Важно! Покупая подержанный комбайн, уделите особое внимание состоянию металла (осмотрев все узлы снизу), топливной и гидравлической систем. «Больные места» старых экземпляров — это, в первую очередь, рама и молотилка, коррозия сразу «бьет» именно по ним

Сев на рабочее место, водитель видит перед собой:

  • рулевую колонку;
  • справа от нее рычаг КПП, раздельные педали тормоза и разгрузки бункера;
  • по левую сторону от руля стоят педали сцепления и рычаг «ручника»;
  • под рулем имеется рычаг подачи топлива, на разных версиях он может располагаться по разную сторону от «баранки».

Подрессоренное сиденье регулируется в двух плоскостях (горизонталь и вертикаль). Справа, в углу кабины, размещен приборный щиток с множеством контрольных ламп и контроллеров.

Там же установлены приборы — указатели давления масла и температуры воды, тахометр барабана и амперметр. Последнего может и не оказаться — многие фермеры ставят упрощенные щитки.

Немало места занимает блок управления рабочими механизмами и системами: барабаном, жаткой, «сбросом» бункера и т. п.

Знаете ли вы? Первым самоходным комбайном, освоенным в СССР, был С-4 (1947–1958). Любопытно, что и в его «судьбу» вмешалась политика — до 1956 года он именовался «Сталинцем», а после ХХ съезда название сократили до начальной буквы.

Управление ведущим (задним) мостом осуществляется при помощи гидравлики — прямой механической связи между рулем и колесами нет, все перенимают на себя ГУР и система патрубков, по которым циркулирует рабочая жидкость, подаваемая насосом-дозатором. Данный подход значительно уменьшает люфты, но есть и свои сложности. Так, при неправильной регулировке руль становится чересчур «тугим».

Двигатель

Базовые версии Нива СК 5 комплектовалась 5 различными силовыми установками:

  • СМД-17К (мощность – 100 л.с.);
  • СМД-18К (мощность – 100 л.с.);
  • СМД-19К (мощность – 120 л.с.);
  • СМД-20К (мощность – 120 л.с.);
  • СМД-21К (мощность – 120 л.с.).

Позднее появился более мощный 140-сильный агрегат.

Все вышеперечисленные моторы функционировали на дизельном топливе и имели схожую схему построения (4-тактные агрегаты с рядной конструкцией и 4 цилиндрами). 120- и 140-сильные вариации комплектовались наддувом. Перед поступлением в турбину воздушный поток принудительно охлаждался, что улучшало характеристики двигателя. Старые модификации агрегатов имели бензиновый тип пуска, новые версии комплектовались стартером с большим ресурсом активного пользования.

Современные комбайны Нива-эффект оборудуются дизельным двигателем Д-260 (мощность – 155 л.с.), надежно работающим даже при критических нагрузках. По уровню потребления горючего агрегат выглядит значительно экономичнее прежних моторов.

Модификации и особенности

Нива СК 5 является одним из наиболее распространенных отечественных зерноуборочных комбайнов. Завод «Ростсельмаш», помимо базовой версии, предлагал огромное количество модификаций данной модели. Наиболее распространенные версии:

  • Нива СК 5А – базовая вариация с мотором увеличенной мощности (120 л.с.);
  • Нива СК 5АМ – улучшенная модификация с агрегатом мощностью 140 л.с. и смещенной в левую сторону трансмиссией;
  • Нива СК 5М-1 – версия с гидростатической трансмиссией;
  • Нива СКП 5М-1 – модель, дополнительно укомплектованная сменным полугусеничным ходом. Улучшение позволяло использовать комбайн на грунте с повышенной влажностью;
  • Нива СКК 5 – крутосклонная вариация, предназначенная для эксплуатации на поверхности с уклоном до 30 градусов.

Базовая Нива СК 5 неоднократно модернизировалась. Последние версии комбайна обзавелись фторкаучуковыми уплотнителями с большим ресурсом эксплуатации (ранее использовались резиновые уплотнители). Плотные соединения повысили надежность гидравлической системы. На новом поколении Нива СК 5 использовались приводные ремни, выпускаемые в Германии, что увеличило время работы вариатора.

Преимущества серии:

  • низкая стоимость. Модель обойдется значительно дешевле большинства аналогов;
  • эффективность;
  • простота конструкции и легкость в обслуживании и ремонте;
  • доступность запчастей, которые продаются практически везде и стоят недорого;
  • адаптированность к российским условиям работы. Нива СК 5 отлично чувствует себя на специфическом грунте, в суровом климате, комбайну не страшно топливо низкого качества.

Недостатки серии:

  • ременной привод не добавляет плавности хода по относительно мягкой почве с полным бункером;
  • система навесного оборудования жатвенной части не отличается высокой надежностью;
  • качество сборки модели не всегда является высоким.

Схема зерноуборочного комбайна

Легенда
1Мотовило12Колосовое решето
2Режущий аппарат13Колосовый шнек
3Шнек14Возврат колосков
4Наклонная камера с транспортёром15Зерновой шнек
5Камнеуловитель16Бункер для зерна
6Молотильный барабан17Измельчитель соломы
7Дека18Кабина управления
8Соломотряс19Двигатель
9Транспортная доска20Разгрузочный шнек
10Вентилятор21Отбойный битер
11Решето половы

Режущий аппарат жатки (2) срезает стебли, мотовило (1) укладывает их на платформу жатки, шнек (3) транспортирует срезанную хлебную массу к центру жатки и пальцами, которые имеются в центральной части, проталкивает в наклонный корпус (4), где стебли транспортируются транспортёром. Уже в корпусе самого комбайна перед молотильным барабаном (6) имеется камнеуловитель (5), в который под действием гравитации из хлебной массы выпадают камни. Молотильный барабан производит обмолот колосьев, вымолоченное зерно, полова и мелкие примеси просыпаются сквозь деку (7) на транспортирующую решётку (9). Солома и оставшееся в ней недомолоченое зерно выбрасывается на клавиши соломотряса (8), где за счёт вибрации и возвратно-поступательного движения клавиш, а также их специальной конструкции происходит отделение зерна от соломы и оно просыпается на решето (11).

Вентилятором (10) под решето подаётся воздух, потоком воздуха зерно очищается от легких примесей. Солома по соломотрясу поступает в измельчитель (17) или копнитель (на схеме отсутствует, устанавливается вместо измельчителия). Очищенное зерно ссыпается в камеру зернового шнека (15) который подаёт зерно в бункер (16). Недомолоченные колосья по решетке поступают на поддон, по которому они ссыпаются в колосовой шнек (13), возвращающий колосья в молотильный барабан..

Существуют также т. н. роторные комбайны. В них в отличие от классического комбайна вместо молотильного барабана, отбойного битера и соломотряса установлен продольный ротор. Данное решение позволяет увеличить производительность и уменьшить потери зерна, однако требует более мощного двигателя и хуже работает при большой влажности. Наиболее рационально использовать роторные комбайны на полях с большой урожайностью.

Устройство и особенности эксплуатации

Ходовая часть Нива СК 5 имеет колесный тип с ведущими фронтальными (неуправляемыми) и ведомыми задними колесами (управляемыми). Отдельные модификации оснащаются полугусеничной ходовой частью. Мост ведущих колес включает коробку передач, бортовые редукторы, муфту сцепления и тормозную систему. Мост управляемых колес состоит из жесткой балки, обеспечивающей прочность конструкции, поворотных кулаков и трапеции с гидроцилиндром. Полуоси колес закрепляются при помощи шкворней и шарниров в торцах балки.

Все модификации серии Нива СК 5 оснащены клиноременным приводом – усилие от двигателя на вал коробки передач передается посредством вариатора (клиноременной передачи). Подобная система повышает возможности техники и позволяет менять передаточные числа. Процесс выполняется при помощи осевого смещения диска ведущего блока с использованием гидроцилиндра. В ходе перемещения диска в левую или правую стороны изменяется ширина ручья, что приводит к смещению ремня вглубь или выталкивании его к поверхности. Управление вариатором осуществляется из салона посредством ручки золотника гидрораспределителя. Заднее положение определяет минимальную скорость, переднее – максимальную скорость.

спецтехника оборудована 2 гидравлическими системами. Основная система обслуживает рабочие узлы комбайна. Она включает предохранительные клапаны, 2-сторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, гидронасос типа НШ-32У, гидрораспределитель с 7 выходами, по 2 гидроцилиндра на подъем мотовила и жатки. В состав рулевой гидросистемы входят насос-дозатор, насос типа НШ-10Е, силовой цилиндр и гидрораспределитель. Системы имеют общий гидробак емкостью 14 л.

Рабочее оснащение представлено базовой жаткой, применяемой для скашивания и перемещения зерновой массы к молотилке. Доступна установка подборщика, для захвата скошенных стеблей из валков.

Жатка состоит из нескольких элементов:

  • корпуса с башмаками, к которому крепятся основные рабочие элементы. Корпус подвешивается к наклонной камере с использование специализированных подвесок и сферических шарниров;
  • мотовила, подводящего и поддерживающего стебли в процессе резки, а затем направляющего массу к шнеку. В основе элемента лежит вал с закрепленными на нем крестовинами, на которых установлены граблины (трубчатые валы с подпружиненными пальцами);
  • режущего аппарата, срезающего стебли в процесс работы. В его состав входят пальцевой брус с одинарными пальцами, дополненными противорежущими пластинами ножа, лопатки приводного и прижимных механизмов и пластины трения;
  • шнека, обеспечивающего сужение и подачу потока стеблей на транспортер. Элемент имеет форму цилиндра со спиральными лентами, приваренными к нему. При вращении ленты сдвигают массу в середину. По центру шнека установлен пальчиковый механизм, подталкивающий стебли к транспортеру;
  • плавающего транспортера, сопровождающего зерновую массу в молотилку от шнека. Транспортер находится в наклонном корпусе и включает валы со звездочками (ведущий и ведомый) и роликово-втулочные цепи со стальными планками;
  • подборщика, выполняющего подбор скошенной массы и перемещение ее на платформу жатки. Элемент применяется при раздельном комбайнировании. Перед его установкой предварительно демонтируют мотовило.

В ранних модификациях Нива СК 5 присутствует кабина оператора советского образца со «спартанскими» условиями работы. В салоне присутствует принудительная вентиляция, которая не спасает от сильной жары (кондиционера в таких кабина операторах не предусмотрено). Органы управления располагаются весьма удобно: рулевая колонка сразу перед оператором, рычаг переключения скоростей справа в полу. Педали выгрузки копны, тормоза, сцепления и стояночный тормоз опять же установлены в полу. Справа от кресла находятся переключатели и рычаги управления системами и механизмами машины (молотилкой, жаткой, выгрузкой бункера и другими элементами). Кресло оператора даже в ранних версиях подрессорено и имеет регулировки по росту и весу.

На современных версиях Нива СК 5 установлены более комфортные кабины оператора оператора. Шумо- и звукоизоляция здесь на порядок, допускается установка кондиционера.

Эксплуатация комбайнов «Нива» СК-5

За несколько десятилетий эксплуатации этих машин в нашей стране и странах СНГ накопился огромный опыт эксплуатации. Мы просто обязаны применить его для нашего анализа. Посмотрим что пишут о «Ниве» опытные комбайнеры.

  1. Работаю на «Ниве» вот уже много лет, за год нарабатываю от 300 до 400 Га в год. Из них 200 своих, остальное колымы. Жатка 5-и метровая, двигатель не турбированый. За день получается примерно 14-15 Га за смену 12 часов. Многие называют такой объем для Нивы невозможным, но это вполне реально, хотя не легко конечно. Поставил кондиционер, стало гораздо легче. А из существенных недостатков только износ ремней, но их замена не составляет большого труда.
  2. У меня объем не большой, 40 Га, убираю не торопясь за три дня. Приобретал 3 года назад, когда надоело нанимать каждый год комбайн со стороны, а это та еще нервотрепка. Хоть и работает она у меня 3-4 дня в году, зато душа спокойна, а это дорогого стоит. А вот Ниву я брал как раз совсем за небольшие деньги, которые уже давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое дело делает без нареканий. А вообще если все делать вовремя то машина по сути не убиваемая.

Теперь разберем преимущества и недостатки:

К плюсам отнесем:

  • Машина имеет относительно небольшие габариты, это позволяет использовать ее на небольших по размеру полях со сложным рельефом.
  • Неплохая производительность и небольшие потери.
  • Хорошая очистка зерна.
  • Неплохая маневренность.
  • Доступность запчастей, небольшая стоимость.

Из недостатков:

Износ приводных ремней.

Весьма трудоемкий процесс установки жатки.

Устройство и особенности обслуживания

Ходовая часть серии Нива СК 5 состоит из ведущего и управляемого моста. В первый входят муфта сцепления, 2 бортовых редуктора, коробка передач, специальный тормоз и колеса. Муфта сцепления располагается на приемном шкиве вала привода трансмиссии. На приводном валу располагаются 2 каретки (первая включает заднюю и 1-ю передачу, вторая – 2-ю и 3-ю передачи). При включении передачи шестерни блокируются специальным механизмом блокировки. Мост управляемых колес выполнен в виде жесткой балки с поворотными кулаками, колесами и трапецией с гидроцилиндром. В торцах балки посредством шкворней и шарниров устанавливаются полуоси колес.

Нива СК 5 имеет клиноременный вариатор, потому усилие со шкива мотора на шкив трансмиссии передается при помощи клиноременной передачи. Вариатор используется для изменения передаточного числа. Управление трансмиссией осуществляется из кабины путем перемещения ручки золотника гидрораспределителя. При постановке в заднее положение выбирается минимальная скорость, в переднее положение – максимальная скорость.

Основным рабочим органом комбайна Нива СК 5 является жатка, которая используется для скашивания и перемещения зерна в молотилку. Дополнительно она может оборудоваться подборщиком, выполняющим подбор скошенных стеблей. Жатка на данной модели состоит из следующих элементов:

  • корпус с башмаками. К нему присоединяются основные рабочие механизмы жатки. Сам корпус подвешивается при помощи сферического шарнира и подвесок к наклонной камере;
  • мотовило, подводящее и поддерживающее стебли в процессе резки и отправляющее их к шнеку. В основе элемента лежит вал с закрепленными на нем крестовинами. К ним присоединяются граблины, представляющие собой трубчатую конструкцию с подпружиненными пальцами;
  • режущий аппарат. Используется для резки стеблей в процессе комбайнирования. Режущий аппарат включает пластины трения, пальцевой брус с противорежущими пластинами ножа и одинарными пальцами, приводной механизм и прижимные лопатки. Система работает от шарнирно-телескопической передачи, установленной на корпусе жатки;
  • шнек, сужающий и подающий поток стеблей на транспортер. Элемент состоит из цилиндра со спиральными лентами, приваренными к нему, правого и левого направлений, сдвигающих в середину собранные стебли;
  • плавающий транспортер, сопровождающий зерновую массу в молотилку. Находится в наклонном корпусе и состоит из ведущего и ведомого валов со звездочками и роликово-втулочных цепей;
  • подборщик, осуществляющий подбор из валков скошенных культур и подающий их на платформу жатки. Для его монтажа необходимо снять мотовило. Подборщик используют при раздельном комбайнировании.

В первых модификациях Нива СК 5 кабины были со «спартанскими» условиями работы. Единственным плюсом было наличие принудительной вентиляции, которая от сильной жары все равно не спасала. Рулевая колонка размещалась у оператора. Раздельные тормозные педали и педаль выгрузки копны находились справа от рычага переключения скоростей, слева располагались стояночный тормоз и сцепление. Рядом с креслом водителя размещались переключатели и рычаги управления система техники (выгрузкой бункера, жаткой, молотилкой и другими механизмами). В последних вариациях условия существенно улучшилась. Появилось подрессоренное кресло с регулировками в горизонтальной и вертикальной плоскости и настройкой по весу. Шумоизоляция и обивка стали гораздо качественнее, опционально устанавливался кондиционер.

Нива СК 5 считается одним из наиболее надежных комбайнов. Однако данной технике также необходим уход. Для сохранения легкого управления необходимо регулярно менять масло в гидроприводе (примерно раз в 20 дней при интенсивной работе). Башмаки на влажном или рыхлом грунте обычно снимают, чтобы не набивался валик, препятствующий нормальному движению.

Чрезмерно высокая скорость подборщика в сравнении со скоростью техники (более 30%) может привести к разрыву валков и потере зерна. Нередко у модели Нива СК 5 забивается соломотряс. В этом случае на панели управления появится соответствующий сигнал, оператору следует понизить скорость движения. Также регулярно необходимо менять приводные ремни, которые изнашиваются довольно быстро.

Нива СК 5 – простой и эффективный помощник, являющийся лидером в сегменте бюджетных комбайнов.

Переоборудование комбайнов «Нива» на гидростатику – вторая жизнь устаревших сельхозмашин

Ни для кого не секрет, что ходовой вариатор, которым оснащаются все из выше перечисленных модификаций «Нива» — наиболее уязвимая и изнашиваемая часть комбайна. При интенсивной уборке ресурса этой запчасти едва хватает на сезон, что создает неудобства в работе.

По последним оценкам, гидравлический ход имеет ряд «плюсов»:

  • большая скорость работы и передвижения;
  • плавность переключения коробки передач;
  • износостойкость.

В сравнении с приобретением нового комбайна, такая переделка «Нивы» обойдется в разы дешевле.

Для того, чтобы произвести капитальный ремонт ходовой части и установить гидростатику, понадобятся:

  • гидрокомплект – насос и гидромотор;
  • гидравлические шланги;
  • радиатор масляного типа;
  • фильтр с вакуумметром;
  • расходные материалы;
  • гидроемкость;
  • тросы;
  • первичный вал.

Ввиду сложности такого процесса лучше отказаться от переделки своими руками и обратиться к квалифицированным специалистам.

Регулировка и ремонт комбайнов СК-5 «НИВА», СК-6 «КОЛОС» И СКД-5 «СИБИРЯК»

На комбайне СК-5 «Нива» зазоры молотильного устройства в диапазоне, необходимом при работе на определенной культуре, регулируют из кабины комбайнера рычагом 6 (рис 27). Заводской регулировкой устанавливают зазоры: на входе — 18 мм, между передней планкой 3 основной деки 2 и бичами барабана — 14 мм, на выходе — 2 мм при положении рычага 6 на первом зубе сектора 7. Если указанные зазоры не соответствуют, то восстанавливают их следующим образом: устанавливают рычаг 6 на первом зубе сектора 7 и в зависимости от направления перемещения деки (на уменьшение или увеличение зазоров) отпускают нижние или верхние гайки регулировочных тяг 1, 4 и цапф 5. Подкручиванием неотпущенных гаек восстанавливают указанные выше зазоры.

Рис. 27. Регулировка зазоров молотильного устройства комбайна Нива, составные части, запчасти: 1 и 4 регулировочные тяги; 2 — основная дека; 3 — передняя планка основной деки; 5 — цапфа; 6 — рычаг; 7 — сектор; 8 — шкала; 9 — винт.

После регулировки тщательно затягивают все гайки, отпускают винт 9 и перемещением шкалы 8 совмещают цифры 18, 14 и 2 со стрелкой рычага 6.

Во избежание аварийной ситуации барабан прокручивают вручную, чтобы убедиться в отсутствии контакта бичей за планки деки. Диапазон регулирования деки рычагом 6 на входе до 48 мм, у передней планки основной деки до 46 мм, на выходе до 40 мм. Перемещению рычага 6 на один зуб сектора 7 соответствует изменение зазора на 1 мм.

На комбайне CK-6-II «Колос» подбарабанья в исходное (начальное) положение устанавливают следующим образом: рычаг регулировки 8 (рис. 28) фиксируют на первом вырезе сектора 7 (заднее крайнее положение рычага) и изменением длины тяг 5 к 6 устанавливают при помощи щупа зазоры на входе 14 мм, на выходе 2 мм.

Рис. 28. Регулировка зазоров молотильного устройства комбайна Колос, детали и запчасти: 1 — рычаг регулировки деки второго барабана; 2 и 7 — сектора; 3 — регулировочные болты; 4, 5 и 6 — тяги; 8 — рычаг регулировки деки первого барабана. При установке зазоров на втором подбарабанье рычаг 1 фиксируют на секторе 2 в крайнем переднем положении и изменением длины тяг 4 болтами 3 при помощи того же щупа устанавливают зазоры между бичами барабана и планками подбарабанья на входе надставки 18 мм, у первой планки основного подбарабанья — 14 мм, на выходе — 2 мм.

При регулировках нужно следить за тем, чтобы зазоры между бичами и планками деки были одинаковыми по обеим сторонам молотилки.

Во время работы комбайна зазоры регулируют перемещением рычагов 1 и 8 на соответствующие деления секторов 2 и 7.

В случае забивания барабанов рычаг 8 первого подбарабанья пускают в крайнее нижнее положение, а рычаг 1 второго подбарабанья подают на себя. Затем выводят из зацепления с сектором 2 и опускают до предела вниз. На комбайне СКД-5 «Сибиряк» подбарабанья в исходное положение устанавливают следующим образом: открывают смотровые люки на панелях молотилки и отсоединяют регулируемую тягу 4 (рис. 29 и 30) от рычага 3. Рычаги 6 эксцентриков, расположенные с правой стороны молотилки, установить для переднего подбарабанья вертикально вниз, для заднего — вертикально вверх. Рычаг 2 (рис. 29) переднего подбарабанья ставят на пятое отверстие сектора 1, считая сверху, а рычаг 2 (рис. 30) заднего подбарабанья — на пятое отверстие, считая снизу. Освобождают болты 7 (рис. 29) и, вращая гайки регулировочных винтов 5 (рис. 29 и 30), устанавливают подбарабанья со следующими зазорами: у переднего барабана 20± 1 мм на входе и 7— 1 ми на выходе; у заднего барабана 18±1 мм на входе и 1 на выходе. Проверяют, вертикально ли расположены рычаги эксцентриков с правой стороны молотилки. Присоединяют тягу 4 к рычагу 3, предварительно отрегулировав ее длину и, затягивают болты 7 (рис. 29). Зазор на входе у подбарабанья заднего барабана замеряют по четвертой планке: он должен быть на 1 мм меньше, чем при замере на первой планке.

Рис. 29. Регулировка зазоров переднего подбарабанья молотильного устройства комбайна Сибиряк, детали и запчасти: 1 — сектор; 2, 3 и 6 — рычаги; 4 — тяга; 5 — винт; 7 — болт.

При перемещении на одно отверстие по сектору 1 (рис. 29 и 30) рычага 2 зазоры между бичами барабана и планками подбарабанья изменяются следующим образом: на входе 1 мм, на выходе 0,5 мм.

По окончании регулировки необходимо убедиться в отсутствии перекосов подбарабаний. Чтобы проверить, не задевают ли бичи о планки подбарабаний, нужно по окончании регулировки провернуть молотилку вручную.

Рис. 30. Регулировка зазоров заднего подбарабанья молотильного устройства комбайна Сибиряк, составные части, запчасти: 1 — сектор; 2, 3 и 6 — рычаги; 4 — тяга; 5 — винт. Далее регулировка частоты вращения барабана и натяжение ремня вариатора привода барабана комбайна.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий