Устройство телеги для лошади

Особенности телеги

Телега или воз (подвода) – это упрощенный вариант четырехколесной конной повозки, применяемый в качестве грузового или транспортного средства. В том виде, в котором мы видим телегу сегодня, предположительно, она возникла еще в 12 веке, как вид грузовой повозки. Изначально изготавливались они из дерева, в том числе и крупные колеса. Сегодня телеги делаются также из дерева, но с металлической конструкцией-рамой. Шины резиновые рессорные.

Хотя сегодня часто слово «телега» используется, как обобщенное название для любой рабочей или транспортной конной повозки, однако имеются свои отличия. Телега для лошади представляет собой одноконную безрессорную повозку, грузоподъемностью около 500-700 кг. Для запрягания лошади используется чаще всего оглобельная упряжь, но также может быть и дышловая. У всех телег расстояние между колесами равняется около 100 см, при этом диаметр передних колес немного меньше, чем задних. Средний вес телеги около 200 кг.

Если рассматривать конструкцию обычной телеги, то в нее входит:

  • ходовая часть – рама с двумя осями, четыре колеса, надосники;
  • кузов – деревянная платформа с бортами или без;
  • оглобли.

В зависимости от цели использования телеги различаются на бортовые и платформенные. Последние используются как грузовой транспорт, в котором легко перевозить крупные грузы. Бортовая имеет более широкий круг использования и помимо перевозки грузов, сена, может использоваться и в качестве транспортного средства. Очень удобно, если борта откидные, а задняя стенка съемная. Тогда обычную телегу можно превратить в грузовую платформу.

Важно помнить, чтобы телега долго служила и была исправной, ее не стоит держать на улице под открытым небом. От влаги, холода и сырости портится резина колес, а также металлическая и деревянная конструкция

Конечно, идеальным местом для хранения телеги будет конюшня для лошадей. Если нет места, то подойдет обычный навес со стенками. В крайнем случае телегу можно поставить в загон для лошадей, но тогда ее нужно полностью запрятать под защитную пленку или брезент, а на зиму также нужно хорошо укутать резиновые колеса.

Запрягаем лошадь в телегу

Запрягать лошадь в повозку многим может показаться сложным процессом. Однако это только на первый взгляд. Конечно, перед тем, как запрячь лошадь в телегу, нужно хорошо изучить строение конной упряжи и знать ее составляющие. Об этом вы сможете узнать в нашей предыдущей статье – ссылка.

  1. Первым делом необходимо одеть на лошадь уздечку. Для этого станьте с левой стороны на уровне шеи лошади, в правую руку возьмите уздечку, левой удерживайте голову лошади. Сначала наденьте суголовный ремень, потом капсюль, левой рукой вводя трензель на беззубый край рта животного. После этого проденьте в затылочный ремень уши, поправьте гриву и челку, застегните подбородный ремень.
  2. Теперь переходим к надеванию седелки. Проверьте целостность и чистоту потника под седелкой, осмотрите все места, которые будут прилегать к телу лошади. Сначала наденьте ее на уровень холки, затем сдвиньте на нужно место, тем самым приглаживая задравшуюся шерсть. Возьмите подпругу и с левой стороны застегните ее так, чтобы седелка плотно прилегала к спине животного, но не пережимала живот.
  3. Возьмите хомут и шлею. Также тщательно осмотрите целостность войлока под хомутом, саму хомутину, одинаковые ли по длине гужи. Переверните хомут клещами вверх, оденьте на голову лошади, расправьте шлею и затем, повернув хомут клещами вниз по ходу расположения гривы, наденьте на плечи лошади. Обязательно проверьте, чтобы под хомут не попала грива.
  4. Расправьте шлею по корпусу коня.
  5. Теперь можно лошадь завести в оглобли и заложить дугу. Для этого берем дугу, и охватывая левым гужом оглоблю снизу вверх, нижний край дуги заводим в образовавшуюся петлю и затягиваем. Перекидываем дугу через и точно также крепим правую оглоблю за правый гуж.
  6. Теперь нужно затянуть супонь хомута, чтобы дуга стояла ровно и прочно, не колеблясь. Для этого конец супони завязываем в петлю так, чтобы ее в любой момент можно было бы легко развязать.
  7. Затем одеваем чересседельник и завязываем оглобли.
  8. Последними пристегиваем вожжи. Более подробно весь процесс запрягания смотрите на видео ниже (Татьяна Тушева).

Инструкция изготовления телеги своими руками

В самом начале необходимо изготовить ходовую часть запряжки. Как ранее уже говорилось, это должны быть оси колёс и прочная сварная рама. В случае, когда человек до этого никогда не работал со сваркой, то стоит обратиться к специалистам в этой сфере.

Колёсные оси и раму лучше всего изготовить полностью металлическими из труб или профиля. Далее изготавливается стационарная задняя ось и поворотная передняя на толстом штыре. Вся конструкция закрепляется при помощи специальных шайб.

Перед окончанием работ с передней осью, необходимо определиться с видом телеги. Когда нужна дышловая запряжка, то для дышла делается специализированный держатель. Качественные оглобли изготавливаются сварными к передней оси на держателе. Другими словами, оглобли обязаны не съёмными, однако, движущимися в различные стороны.

Это обеспечивается за счёт использования держателя. Дополнительно их стоит закрепить на кронштейны, а также специальными тяжами усилить. Это может быть проволока диаметром до 15 миллиметров, которая прикрепляется к передней оси и оглобле. Далее устанавливаются колёса, которые стоит оснастить хорошими тормозами для безопасной езды.

Следующим этапом является изготовление основы повозки, которую принято называть кузовом. В случае если изготавливается платформа, дальнейшие действия очень простые. Необходимо нарезать нужных размеров доски из качественных пород дерева. Сбиваем их в цельную платформу и прикрепляем к раме.

Когда необходимы борта, то сперва изготавливают 4 продольные жерди, на которые прикрепляются наклонные вертикальные рейки. На несущую раму закрепляются боковые борта, а задний и передний изготавливаются съёмными. Это делается для удобного пользования упряжью. Оглобли изготавливают из металлических труб или деревянных брусков.

Можно дать ещё несколько полезных советов:

  1. Дышло лучше всего изготавливать из дерева.
  2. Для комфортного сидения в повозке лучше к кузову прикрепить удобные сидения или обычную лавочку.
  3. Если необходимо выезжать на оживлённую дорогу, то самодельную телегу необходимо оборудовать катафотами.

Как изготовить дугу для лошади своими руками

Дугой называется особенная составляющая оглобельной повозки, над изготовлением которой необходимо сильно поработать, если в наличии нет уже готовой. Хомут для коня изготавливается из дерева ветла или вяза, потому что материал обязан быть очень гибким и подвижным.

В давние времена иногда применяли лещину, берёзу или дуб. Специальную заготовку для дуги необходимо резать в начале весны, когда в дереве начинается движение сока. Размеры заготовки под хомут очень стандартные. Её толщина не должна превышать 15 сантиметров, а длина выбирается до 2 метров.

Гнётся дуга при помощи специализированного станка, в котором её края зажимаются в сделанные выемки. До выполнения работ заготовку под конный хомут обязательно замачивают в воде комнатной температуры, а за час необходимо её распарить кипятком. Это делается для придачи дереву хорошей гибкости.

В случаях, когда заготовка для конного хомута плохо гнётся, то эту процедуру производят пару раз. После окончательного сгибания оба края дуги перевязываются крепкой верёвкой и отправляются на просушку. Сушка длится около 1,5 месяца и даёт возможность дереву принять необходимую форму. По истечении этого срока хомут для коня считается готовым к применению.

Когда в хозяйстве есть лошадь, то телега становится неотъемлемой её частью. Ведь всё, что нужно привезти и отвезти, перемещается без особых затрат, а жизнь в селе – это сплошной кругооборот сена, дров, удобрений и зерна. Что говорить о продуктах и стройматериалах, за которыми необходимо ездить по бездорожью в областной центр? Телега решает любую проблему, связанную с перевозками. Но как быть, когда лошадь есть, а телеги нет?

Проще всего телегу купить. Вот только стоимость новой телеги на уровне стоимости подержанного автомобиля, а подержанная телега, обычно уже в таком состоянии, что годна только на дрова. Не остается иного выхода, кроме как сделать телегу своими руками.

Самое основное, без чего телеге не обойтись – это колёса. Можно их, конечно, сделать по-старинке из дерева, потратив на их изготовление колоссально много усилий и времени, но в том-то всё великолепие XXI века, что колёса от авто-, мото- техники можно приобрести где угодно и в любом количестве, да за самую незначительную цену. А может колёса уже есть, да все четыре? Значит, телеге быть!

Инструкция изготовления телеги своими руками

В самом начале необходимо изготовить ходовую часть запряжки. Как ранее уже говорилось, это должны быть оси колёс и прочная сварная рама. В случае, когда человек до этого никогда не работал со сваркой, то стоит обратиться к специалистам в этой сфере.

Колёсные оси и раму лучше всего изготовить полностью металлическими из труб или профиля. Далее изготавливается стационарная задняя ось и поворотная передняя на толстом штыре. Вся конструкция закрепляется при помощи специальных шайб.

Перед окончанием работ с передней осью, необходимо определиться с видом телеги. Когда нужна дышловая запряжка, то для дышла делается специализированный держатель. Качественные оглобли изготавливаются сварными к передней оси на держателе. Другими словами, оглобли обязаны не съёмными, однако, движущимися в различные стороны.

Это обеспечивается за счёт использования держателя. Дополнительно их стоит закрепить на кронштейны, а также специальными тяжами усилить. Это может быть проволока диаметром до 15 миллиметров, которая прикрепляется к передней оси и оглобле. Далее устанавливаются колёса, которые стоит оснастить хорошими тормозами для безопасной езды.

Следующим этапом является изготовление основы повозки, которую принято называть кузовом. В случае если изготавливается платформа, дальнейшие действия очень простые. Необходимо нарезать нужных размеров доски из качественных пород дерева. Сбиваем их в цельную платформу и прикрепляем к раме.

Когда необходимы борта, то сперва изготавливают 4 продольные жерди, на которые прикрепляются наклонные вертикальные рейки. На несущую раму закрепляются боковые борта, а задний и передний изготавливаются съёмными. Это делается для удобного пользования упряжью. Оглобли изготавливают из металлических труб или деревянных брусков.

Можно дать ещё несколько полезных советов:

  1. Дышло лучше всего изготавливать из дерева.
  2. Для комфортного сидения в повозке лучше к кузову прикрепить удобные сидения или обычную лавочку.
  3. Если необходимо выезжать на оживлённую дорогу, то самодельную телегу необходимо оборудовать катафотами.

Как изготовить дугу для лошади своими руками

Дугой называется особенная составляющая оглобельной повозки, над изготовлением которой необходимо сильно поработать, если в наличии нет уже готовой. Хомут для коня изготавливается из дерева ветла или вяза, потому что материал обязан быть очень гибким и подвижным.

В давние времена иногда применяли лещину, берёзу или дуб. Специальную заготовку для дуги необходимо резать в начале весны, когда в дереве начинается движение сока. Размеры заготовки под хомут очень стандартные. Её толщина не должна превышать 15 сантиметров, а длина выбирается до 2 метров.

Гнётся дуга при помощи специализированного станка, в котором её края зажимаются в сделанные выемки. До выполнения работ заготовку под конный хомут обязательно замачивают в воде комнатной температуры, а за час необходимо её распарить кипятком. Это делается для придачи дереву хорошей гибкости.

В случаях, когда заготовка для конного хомута плохо гнётся, то эту процедуру производят пару раз. После окончательного сгибания оба края дуги перевязываются крепкой верёвкой и отправляются на просушку. Сушка длится около 1,5 месяца и даёт возможность дереву принять необходимую форму. По истечении этого срока хомут для коня считается готовым к применению.

Телега – колесное приспособление, предназначенное для перевозки грузов при помощи мускульной силы тяглового животного. Телега может иметь два или четыре колеса и запрягаться одним или несколькими животными. Ими могут быть лошади, быки, волы и другие представители фауны.

Подобного рода повозка относится к категории транспортных средств, которым позволено передвигаться по дорогам общего пользования. Не груженый прицеп, запряженный одной лошадью, может развивать скорость до 8 км в час, что в два раза превышает показатели скорости ходьбы человека в среднем темпе.

Как запрягать коня?

Для новичков этот процесс может быть довольно трудоемким в первое время, и потому, прежде чем начать какие-либо действия, следует изучить конструкцию повозки и упряжи, чтобы понять, как именно «соединить» скакуна и повозку.

Потребуется выполнить следующие действия:

  1. На голову коня следует накинуть уздечку. Необходимо поправить челку и гриву скакуна и тщательно закрепить ремень на подбородке. Как надевать уздечку
  2. Далее предстоит зафиксировать на спине у коня седелку. Необходимо ее осмотреть, на поверхности не должны оставаться загрязнения. Сначала ее располагают на уровне холки, а затем перемещают в нужном направлении. Шерсть следует пригладить. Седелка должна надежно прилегать к спине, не сдавливая живот коня. Седелка не должна съезжать на плечи
  3. Необходимо надеть хомут и шлейку на голову лошади. Следует держать хомут вниз клещами, а затем перемещать на плечи животного. Потребуется проверить, чтобы лошадиная грива не попала в хомут. Шлею расправляют по телу коня. Шлея
  4. Заводим скакуна в оглобли. Конь должен перешагнуть через жердь. Если он отказывается это делать, то можно завести его задом. Надевают седельник на оглоблю
  5. Фиксация дуги. Ее присоединяют к ноге животного, а затем после перекручивания регулируют длину гужа. Ставят его рядом с оглоблей, затем левый край дуги помещают в петлю гужа. Второй закидывают через оглоблю и закрепляют. Следует подойти ко другой оглобле и развернуть дугу выемкой. Гуж закладывают на оглоблю, а петлю на дугу. Хомут тщательно стягивают и обматывают вокруг клещей. Дуги должны располагаться прямо. Затем закрепляют вожжи и удила. Запряженная лошадь

Новичку потребуется помощь профессионала, чтобы выполнить подобные действия, однако со временем этот процесс будет проходить без посторонней помощи.

Изготовление

Поэтапный вариант сборки зимних металлических саней:

  1. Изготавливаем полозья. Берем 2 железных трубы (нержавеющая сталь) диаметром 30–40 мм. Если длина саней 1,8 метра, труба должна быть 2,8 метра с учётом загибов. Трубогибом одинаково сгибаем трубы с передней стороны и загибаем на 20 см с задней — для хода назад.
  2. На полозья привариваем металлическую полосу шириной 4 см. Она будет служить для устойчивого хода по снегу.
  3. Изготовление стоек и поперечных перекладин. Количество стоек зависит от массы груза, который вы собираетесь перевозить. Возьмем 8 стоек (по 4 на каждую сторону) и 4 перекладины. Трубы диаметром 10 мм соединяем сваркой между собой и к полозьям. Высота от полозьев до места соединения с перекладинами 20-30 см. При скреплении стоек с полозьями учитывайте, что крайняя стойка не должна находиться на краю полозьев. Впоследствии это может привести к излому полоза.
  4. Изготовление кобылок. Из трубы нарезаются кобылки длиной 10-20 см. Привариваются к полозьям и перекладинам.
  5. На оглобле приваривается поперечная планка с петлями и крючками.
  6. Изготовление настила. Очень простой вариант взять фанерный лист. Вырезать по ширине и соединить металлическими болтами с поперечными перекладинами. Можно взять металлический лист и приварить его к перекладинам и стойкам, но это сильно утяжелит конструкцию.
  7. Покрасить.

Последовательность изготовления разных телег для лошадей

Важно заранее спроектировать точный размер готовой конструкции. В старину изготавливали телеги длиной около трех метров и шириной до полутора метров

Можно взять такие размеры за основу.

Пошаговая инструкция по изготовлению телеги

Инструменты для изготовления телеги:

  • доски;
  • сварная конструкция;
  • аппарат для сварочных работ;
  • колеса;
  • трубы из металла;
  • молоток;
  • гвозди;
  • инструменты для обработки дерева;
  • план конструкции.

Сбор необходимых инструментов

Таблица 3. Технология по изготовлению телеги

ИллюстрацияОписание
Для начала требуется изготовить ходовую часть конструкции. При отсутствии соответствующих навыков сварных работ, рекомендуется обратиться к профессиональным мастерам. Раму и ось изготавливают из металла или труб.
Далее изготавливаем стационарную и передвижную ось. По завершению всех работ следует определиться с типом повозки. При наличии дышловой конструкции делаем держатель. Оглобли следует приварить к передней стационарной оси.
Следует завершить конструкцию ходовой части. При необходимости можно установить тормоза.
Далее следует спроектировать кузов телеги. Для таких целей вырезают доски определенной длины и ширины и скрепляют их между собой. Оглобли изготавливают как из металла, так и из дерева. Дышло конструируют из древесины.
В кузов телеги можно поместить мягкую лавочку.

Пошаговая инструкция по изготовлению саней

Перед тем, как приступить к изготовлению саней, важно определиться с материалом полозьев — их можно сделать из металла или древесины. Чтобы изготовить конструкцию из дерева потребуются соответствующие навыки

При выборе же металлических изделий, их придется выковать в специальном цехе.

Для изготовления саней потребуются следующие материалы:

  • доски;
  • непромокаемая фанера;
  • листы металла;
  • профили;
  • трубы;
  • инструменты для обработки дерева;
  • план конструкции.

Листовая фанера

Таблица 4. Технология изготовления саней

Иллюстрация
Описание
Полозья лучше делать металлическими. Потому что это наиболее долговечная конструкция. Для таких целей потребуется нержавеющая или углеродная сталь. Изготавливают полозья из железного полотна или труб. Для того чтобы их согнуть, потребуется посторонняя помощь.После чего изготавливают поперечные стойки и перекладины. Располагаются они с обеих сторон

Части закрепляют при помощи сварки.Важно предусмотреть тормоза в санях. Делаются они довольно просто в виде конструкции из резины с рычагом.К передней части присоединяются пластины из металла

После чего к ним крепят оглобли. По завершению работ, следует начинать проектирование кузова. Кузов саней делают из дерева по собственным предпочтениям. Его можно обшить поролоном и мягкой тканью для большего удобства.Оглобли крепят в последнюю очередь.

Пошаговая инструкция по изготовлению кареты

Необходимые материалы для изготовления кузова кареты:

  • брус;
  • влагоустойчивая фанера;
  • мягкий поролон;
  • гайки;
  • болты;
  • пластик;
  • краска;
  • клей;
  • инструменты для обработки дерева;
  • материал для обшивки.

Таблица 5. Процесс изготовления кузова кареты

ИллюстрацияОписание
Для кузова кареты следует взять прочную фанеру, которая не деформируется при воздействии влаги. Потому что повозка будет использоваться в различную погоду. А затем на поверхности фанеры следует расчертить все детали.
Далее с помощью электропилы следует вырезать все детали из фанеры. Должны получиться 4 основные детали, разные по размеру. Затем они будут соединяться между собой. В полученных заготовках следует сделать отверстия для окон с помощью лобзика. Потребуется сделать предварительные отверстия в фанере, чтобы лезвие лобзика нормально входило в полотно.
Необходимо соединить полученные детали болтами и строительным клеем. Закручивать болты следует только после того, как клей полностью затвердеет. Конструкцию лучше оставить на некоторое время.
Когда стенки полностью обсохнут можно закреплять днище и потолок кареты. Желательно изготавливать дно из прочной фанеры.
Раму изготавливают из деревянного щита, углы обрабатывают с помощью напильника и зачищают наждачной бумагой. При проектировании рамы, следует оставить место для пассажиров и кучера. После установки окон, проемы оббивают пластиком. Можно изготовить пластмассовые решетки.
Сидение делают из оставшейся фанеры. Их можно оббить поролоном и тканью.
По завершению работ, кузов следует покрасить влагоустойчивой краской.

Самостоятельное изготовление такого средства передвижения потребует усилий и времени. Однако мастер сможет спроектировать конструкцию по индивидуальным чертежам, и готовые детали нужно будет лишь собрать, как конструктор.

Упражнения для приучения лошади к саням

Сразу, как только вы захотели, лошадь в сани запрячь не удастся. Лошадь может испугаться и потом не встать в сани. Приучать нужно аккуратно и терпеливо.

Причем осаживать должна ровно, прямо.

Для начала походите с лошадью вокруг саней. В них можете положить немного сена, упряжь, дугу. Лошадь должна привыкнуть и познакомится с новым для нее предметом.
Как только лошадь привыкнет, сделать сани движущимися

Привлекая внимание лошади, начинайте двигать их назад и вперед.
Начинайте заводить в оглобли лошадь вперед к саням. Если там лежит сено это, упростит задачу

Лошадь будет тянуться к еде. Постарайтесь, чтобы она зашла туда сама. Так она привыкнет к узкому пространству оглобель.
Чтобы лошадь видела, садитесь в сани, отходите от них, снова подходите, садитесь, прыгайте, что-то делайте в них. Издавайте какие-то звуки, шумите, но будьте осторожны – лошадь может при этом резко дернуть и убежать. Приучаем ее к тому, что в санях есть человек и он что-то в них делает.
Следующий шаг – приучаем лошадь не бояться подхода саней сзади. Закрепляем поводья лошади и потихоньку накатываем оглоблю с санями на лошадь. Затем оглоблей прикасаемся к различным частям тела лошади с разных боков.
Приучаем к падению оглобли. Возьмем в руки оглоблю, лошадь должна видеть ее. Немного отойдем в целях безопасности. Поднимаем на полметра от земли и бросаем. При этом сами будьте осторожны — в первый раз лошадь может дернуться и отскочить в сторону.
Во второй раз оглоблю поднимаем выше и опять бросаем. Лошадь должна видеть, что она не причиняет ей никакого вреда. Хвалим свою лошадку, разговариваем с ней. Делаем это упражнение до тех пор, пока лошадь не будет реагировать на падение оглобли.

Привыкание к дуге происходит следующим образом.

  1. Ставим лошадь в оглобли.
  2. Берем дугу. Показываем её лошади.
  3. Проносим дугу перед её глазами и над головой несколько раз.
  4. Перекидываем несколько раз дугу там, где она будет находиться в упряжке.
  5. Кладём дугу на шею лошади. Делаем это упражнение несколько раз.
  6. Лошадь не должна бояться дуги и реагировать на нее.

Вот эти простые упражнения приучат лошадь не бояться саней и оглоблей.

Обзор конструкции саней для лошади смотрите в следующем видео.

На рынке сегодня можно найти много разных зимних повозок всех видов, типажей и любой конструкции, но их стоимость часто необоснованно высока. Используя самый простой чертёж или собственную смекалку, изготовлением саней для лошадиной упряжки можно заняться самостоятельно.

Особенности выбора размеров и материалов

Сани сделать можно, но это займет довольно много времени и вашего умения. Если вы столяр, сварщик и на все руки мастер, тогда смело можете начинать. А лучше взять помощника — будет веселее и легче.

Определитесь, какие сани вам нужны. Выбирайте материал, из которого будите делать зимнюю повозку, и комплектующие элементы – от этого зависит вес готовых саней

Важно заранее сделать чертеж и произвести расчет основных частей

Самые простые сани состоят из полозьев и сиденья монолитно соединенных между собой. Традиционной древесиной для саней считаются дуб, ива, вяз, береза и черемуха.

Чертеж

Размер саней зависит от многих факторов. Например, ширина полоза зависит от дороги, по которой будут ездить. Разлет полозьев должен соответствовать колее дороги. И чем рыхлее снег, тем шире полоз. Высота саней и размер зависят от породных особенностей лошади и от высоты колеи дороги.

Для средней лошади можно взять следующие размеры:

  • длина – 1,8 м;
  • ширина – 1,25 м;
  • высота – 0,3м;
  • ширина между полозьями – 0,8 м.

Ниже представлен универсальный чертеж деревянных саней с металлической полосой на полозьях.

Материалы

Полозья можно сделать из дерева, металла. На деревянных внизу можно прикрепить металлическую полосу для лучшего сцепления с поверхностью.

Древесину для полозьев требуется заранее подготовить и обработать. Металлические полозья можно с помощью сварки сделать самим или заказать мастеру.

Необходимые дополнительные материалы:

  • металлические трубы, листы, уголки, профиль;
  • листы фанеры;
  • деревянные доски;
  • металлические болты;
  • деревянные клинья;
  • лак для дерева, краска по металлу;
  • инструменты для работы с деревом;
  • сварочный аппарат.

Как сделать телегу для лошади

Прежде чем заниматься изготовлением средства передвижения, нужно понять, в чем особенность телеги и какие здесь главные элементы. Самая главная часть, разумеется, – ходовая. Сюда входит передняя и задняя оси, колеса в количестве четырех штук, передння часть рамы для установки платформы или кузова.

Дополнительными средствами служат амортизирующие стойки. И если заднюю ось делают таким образом, чтобы она была неподвижной, то передняя должна поворачиваться. Это позволяет с большим комфортом осуществлять управление лошадьми.

На следующем месте идет пара оглобель для одиночной запряжки или дышло для парной. И то, и другое закрепляют к передней оси, что позволяет осуществлять поворот передними колесами. Основная рама, как правило, изготавливается металлической и с использованием сварки. Именно здесь будет лежать весь вес груза экипажа.

Сама повозка может быть деревянной. Что касается размера телеги, то когда-то в ширину они были не больше полутора метров, а по длине – до 3 м. Что касается высоты, то здесь все зависело от целей и размера лошади, чаще всего она не превышала 1 м.

Материалы и инструменты

  • несколько материалов из прочного дерева;
  • сваренную раму с металлическими осями для колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса;
  • металлические трубы;
  • гвозди в большом количестве;
  • молоток;
  • дополнительные инструменты;
  • чертеж телеги.

Порядок работ

Изначально изготавливается ходовая часть повозки, которая представляет собой оси под колеса и прочную сварную раму. Если нет опыта в сварочных работах, то рекомендуется попросить сделать это специалистов.

Оси и рама мастерятся из металлических труб. Затем нужно изготовить заднюю ось, которая будет стационарной, и переднюю поворотную, где устанавливается толстый штырь. Для скрепления всей конструкции используются специальные шайбы.

Прежде чем заканчивать первый этап работ, нужно понять, каким внешним видом будет обладать транспортное средство. Если предполагается запрягать пару, то понадобится дышло вместе с держателем. Если оглобли, то они привариваются к передней оси и крепятся держателем. Оглобли не снимаются, но двигаются из стороны в сторону.


Телега своими руками

Такое передвижение и обеспечивает держатель. Для дополнительного крепежа используется кронштейн и специальные тяжи для усиления. Можно использовать проволоку, которая крепится на переднюю ось и оглоблю. Затем необходимо поставить колеса, а чтобы езда была безопасной, сделать в повозке хорошие тормоза.

Здесь начинается работа над основой телеги. Если предполагается изготовление платформы, то тут все просто. Нарезаются доски нужного размера, сбиваются в помост и крепятся на раму.

Для бортов понадобятся жерди в количестве четырех штук, к котором под небольшим наклоном вертикально прибивают  рейки. К несущей раме нужно прикрепить борта, которые будут располагаться по бокам. Борта, расположенные спереди и сзади, лучше всего сделать в съемном варианте для более комфортного использования телеги. Для изготовления оглобель понадобятся деревянные бруски достаточной длины.

Что такое телега?

Телегой называют повозку, в которую запрягают лошадей и представителей КРС. С помощью этого транспортного средства можно перемещаться по всем дорогам, на которых отсутствует запрещающий знак. На телеге предусмотрены сиденья для пассажиров или площадка для груза, а также отдельное место для извозчика.

Также существуют различные декоративные конструкции — их называют экипажами. Используют эти повозки для праздничных прогулок по городу, свадебных или иных фотосъемок.

Любая телега состоит из хода и кузова. Ход представляет собой механизм, за счет которого повозка перемещается. Кузовом называют сам прицеп.

Таблица 1. Конструкция ходовой части

ЭлементыОписание
ОсиИмеется задняя и передняя ось.
КолесаРасполагается по 2 колеса на каждой оси. Обычно диаметр передних колес немного меньше по сравнению с задними.
СтойкиНаходятся на передней и задней части. Они выполняют функцию амортизации телеги.
РоспускТребуется его установка для связи осей. С одной стороны роспуск закрепляют, и он остается неподвижным. С другой стороны его можно регулировать. При помощи такой конструкции изменяют положение осей.
ОглоблиЗакрепляются на передней оси.

Раньше для изготовления таких конструкций, как телеги, использовали только древесину — мастера делали из нее даже колеса. Однако теперь повозки собирают чаще всего из металла, потому что подобные конструкции наиболее долговечные, износостойкие и за ними удобнее ухаживать.

Как сделать карету для лошади своими руками

Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.

Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.

Читать также: Монизен инструкция для птиц с водой

Материалы и инструменты

Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:

  • металлические оси колес;
  • две пары дисков и шин от машины.

Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:

  • металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
  • листы на 10 мм;
  • длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
  • хорошая фанера толщиной 20–30 мм.

Из инструментов и оборудования потребуются:

  • сварочный аппарат с принадлежностями;
  • фрезерный станок;
  • ножницы по металлу;
  • молоток, гвозди;
  • шуруповерт и длинные саморезы;
  • болт М20х100;
  • гаечные ключи.

Порядок работ

При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:

  1. Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
  2. Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
  3. Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр — 20 мм. Дырка нужна для шквореня — металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
  4. Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
  5. Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
  6. Вставляют в паз бруса металлическую ось.
  7. Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие — нет шквореня и металлических кругов.

Дальше приступают к изготовлению рамы:

  1. Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
  2. На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
  3. Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.

Работу заканчивают навесной частью:

  1. Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
  2. Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
  3. Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
  4. Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
  5. Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
  6. Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая — на «полпути» ко дну.

Изготовление

Современные технологические возможности позволяют сделать телегу своими руками в домашних условиях. Для ее изготовления необходимо подготовить следующее:

  • деревянные материалы;
  • металлические составляющие;
  • колеса;
  • ременные элементы.

В качестве деревянных материалов используются доски, брусья, рейки и жерди. В перечень металлических изделий входят уголки, планки, втулки, подшипники, гайки, болты, шайбы, саморезы. Колеса можно использовать от других транспортных средств, например, автомобилей или мотоциклов. Последний вариант колес особо предпочтителен, так как предполагает небольшой вес и простоту монтажа.

Основная сбруя, надеваемая на коня, не является частью телеги, однако при изготовлении последней стоит учитывать размеры и конфигурацию экипировки, которая будет использоваться в сочетании с конструируемой повозкой.

Конное снаряжение производится преимущественно из кожи и приобретается в готовом виде. Вожжи изготавливаются по индивидуальной схеме с учетом характеристик конкретной телеги. Чаще всего для их изготовления используется строповый материал, который продается в хозяйственных или строительных магазинах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий